Совещание о ходе реализации проектов в области авиационного двигателестроения

 М.Мишустин: «Правительство выделит в текущем году дополнительно 44,6 млрд рублей − на разработку и производство уникального двигателя большой тяги ПД-35. Ничего подобного в нашей стране ещё никогда не создавалось. Это прорывные технологии, которые откроют новые возможности для развития направления перспективных широкофюзеляжных, а также тяжёлых и сверхтяжёлых транспортных самолётов».

 

Из стенограммы:

М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Хочу начать с хорошей новости. Мы накануне долго обсуждали с Президентом подход к развитию авиационного двигателестроения, к тому, что необходимо сделать. И хочу сказать, что по его поручению мы сегодня привезли вам хорошие новости.

Правительство выделит в текущем году дополнительно 44,6 млрд рублей − на разработку и производство уникального двигателя большой тяги ПД-35, который так нам необходим и о котором мы сейчас очень подробно говорили в цеху завода.

Ничего подобного в нашей стране ещё никогда не создавалось. Это прорывные технологии, которые откроют новые возможности для развития направления перспективных широкофюзеляжных, а также тяжёлых и сверхтяжёлых транспортных самолётов.

Соответствующее распоряжение Правительства о выделении средств подготовлено и будет подписано.

Мы с коллегами только что осмотрели сборочное производство нашего ведущего двигателестроительного предприятия. Ознакомились как с серийной продукцией, так и с перспективными изделиями, над которыми ведётся многолетняя активная работа. Конечно, у нас есть большие достижения в этой области.

Россия сегодня является мировым лидером по объёму поставок двигателей для военной авиации. Безусловно, эти позиции нужно не только сохранять, но и развивать. Важный рубеж, который перед нами стоит, – это вывод на рынок двигателя пятого поколения. И конечно, нужно сделать всё необходимое для решения этой задачи.

В числе других значительных успехов отрасли – это построение с нуля серийного производства морских газотурбинных двигателей. Они сейчас успешно эксплуатируются на кораблях Военно-Морского Флота России.

Мы также очень сильно и серьёзно продвинулись в гражданской сфере. Создан первый российский двигатель нового поколения ПД-14. Он станет достойной альтернативой иностранному аналогу на новейшем пассажирском самолёте МС-21. Мы сегодня подробно поговорили обо всех этих вопросах и о том, как ускорить все процессы, связанные в том числе с производством, и достичь полного соответствия между производством самих самолётов и производством двигателей. Это очень важный элемент, и мы обсуждали это с Денисом Валентиновичем (Мантуровым).

Теперь важно ускорить его выход на рынок с отечественной силовой установкой. В текущем году на эти цели запланировано около 50 млрд рублей бюджетных ассигнований.

Также налажен выпуск собственных вертолётных двигателей. До недавнего времени мы приобретали их на Украине.

Кроме того, впервые в нашей стране был создан двигатель большой мощности для топливно-энергетического комплекса.

Важно также наращивать объёмы поставок отечественных силовых агрегатов на внутренний рынок. Считаю, что это ключевая на сегодняшний день задача. Тогда сформируются и хорошие экспортные перспективы. Мы для этого будем стимулировать спрос на воздушные суда с российскими двигателями, улучшать экономические условия их эксплуатации. Я уже говорил неоднократно, они должны быть не примерно такими же, а лучше, чем у иностранных конкурентов.

Этим надо заниматься очень серьёзно. Это задача. Мы сегодня с Министром транспорта это обсуждали, потому что экономика для двигателя – это важнейший вопрос. Уверен, что инженеры качественно сделают свою работу, надёжно, безопасно. А дальше – вопрос экономики: стоимость, тяга, получится или не получится побороться с конкурентами за машину, на которую будут их приобретать.

Ещё одна важная, ключевая задача – кардинально изменить подходы к реализации прорывных проектов в сфере гражданского авиастроения. Нужно не просто создавать новый двигатель или новый самолёт, а изначально детально продумывать весь его жизненный цикл – от разработки до послепродажного обслуживания. Чтобы все участники этой цепочки работали согласованно, особенно на стыке ответственности государства, производителей и пользователей, то есть авиакомпаний.

Это позволит на старте адекватно оценивать все предстоящие финансовые расходы. Ведь и вывод на рынок, и начальный этап эксплуатации могут потребовать не меньших инвестиций, чем его разработка, НИОКР и производство. Речь идёт о расходах на создание комплексов технического обслуживания, складов запчастей, центров обучения персонала и другой инфраструктуры, мы её называем сервисной или обслуживающей инфраструктурой, нужной для выхода на массовую эксплуатацию авиационной техники.

Эти новые принципы планирования позволят эффективнее реализовывать крупные и сложные проекты − с постепенным уменьшением государственной поддержки и выходом на нормальную рентабельность. Должен быть виден эффект масштаба. И конечно, необходимо обеспечить стабильную загрузку отечественных предприятий, высокотехнологичные рабочие места и, как следствие, достойную заработную плату тем, кто создаёт эти изделия…

Government.ru