Просветительский проект «Классики литературы о Вере Надежде Любви». По благословению Московского Патриархата.

На вопросы главного редактора  издания «Медиакоммуникации Прикамья» Владимира Потехина отвечает Иеромонах  Макарий,

бакалавр  богословия, настоятель храма в честь Иваново-Вознесенских святых.

Жизнь – это дар Бога

– Отец Макарий, в одном из своих стихотворений Пушкин пишет:

 – Дар напрасный, дар случайный,
– Жизнь, зачем ты мне дана?

– Как Вы считаете, отец Макарий, предопределены ли Творцом  судьбы людей, их  искания, взлеты и падения или как считает  ненадолго заблудившийся поэт – жизнь это дар случайный?

Цели нет передо мною…

– Удивительно, но факт: ответ на такой острый, нередко мучительный вопрос мы почти целиком находим в анналах русской литературы, прямо по поводу этого стихотворения!

26 мая 1828 года Пушкину исполнилось 29 лет. Это был трудный год, год кризиса в жизни поэта, сколь коротка и стремительна она ни была… Но двадцать девять лет – не девятнадцать, и в день своего рождения он пишет:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

…Не случайно жизнь судьбою мне дана…

На вопрос «Кто…?» ответа нет, нет и цели; но есть ясное сознание враждебной власти, тайной судьбы, пустоты сердца, тоски – и грядущей казни. «Джентльменский набор», увы, весьма обычный и для XIX века, и для XX, и для XXI…

У Пушкина, однако, был замечательный современник, старше его на пятнадцать лет и переживший на целых тридцать, Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский; в 1994 году он был причислен Русскою Церковью к лику святых. Глубоко образованный и исключительно чуткий к явлениям культуры, знавший Пушкина с юных лет, свт. Филарет не мог не обратить внимания на эти стихи и откликнулся на них также в стихах, по форме как будто из-под пера самого их автора.

Своего стихотворения митрополит не опубликовал; известно оно лишь в списках, зачастую с явными ошибками и искажениями смысла. Понадобились немалые усилия, чтобы восстановить его исходный вид:

Пушкин, от мечтания перешедший к размышлению

Не напрасно, не случайно

Жизнь судьбою мне дана,

Не без правды ею тайно

На печаль осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум —

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светлый ум.

На все жалобы и недоумения поэта дан ответ, – как если бы Пушкин, «перейдя от мечтаний к размышлению», решил бы сам исправить свои заблуждения. Можно было подумать, зная характер потомка эфиопских князей, что тот оскорбится такой попыткой «читать  ему мораль»… Но ничего подобного не произошло! – В том и сказался гений величайшего русского поэта.

Что ответил Пушкин

Вот ответ Пушкина, смиренный и вдумчивый, на скромный стихотворный опыт митрополита:

В часы забав и праздной скуки,

Бывало, лире я моей

Вверял изнеженные звуки

Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой

Невольно звон я прерывал,

Когда твой голос величавый

Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь бурные мечты.

Твоим огнем душа палима

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Серафима

В священном ужасе поэт.

Наша судьба – дороги, которые мы выбираем

Итак, нам осталось взглянуть на судьбу: что она такое? Слепая, непостижимая сила, владеющая жизнью и смертью, или дорога, по которой мы идем своими ногами?…

В христианском мировоззрении понятие это принципиально отличается от языческого или оккультного (которое некоторые принимают за нечто естественное). «Судьба послушного ведет, непослушного тащит», – эта латинская пословица в христианском сознании лишена смысла. Предопределение, принятое некоторыми конфессиями, совершенно чуждо Православию. Никто никуда нас не тащит: мы свободны в своем выборе.

Но состав нашего выбора, наши возможности, дороги, которые мы выбираем – это и есть наша судьба. И она действительно у каждого своя: недаром в стихотворении свт. Филарета она тождественна воле Творца о каждом человеке… Каждый из нас отвечает за свой выбор на перекрестках судьбы, за верное направление выбранного пути.