Несколько лет я наблюдал одну и ту же картину: пожилая (на вид 70 лет) неряшливо одетая женщина по несколько раз в день тащит с мусорки куски картона. Очевидно, в квартиру или дом. Зачем она это делает – сказать не сможет. Взгляд – бессмысленный, вид неопрятный. Диагноз таким действиям – старческая деменция.
В 2011 году по работе мне приходилось встречаться с Ниной Карповной Баландиной, которой в тот год исполнилось 100 лет. В свои годы она сумела сохранить ясность ума, трезвость рассуждений. За 10 лет до нашей встречи она сломала бедро и все это время была прикована к постели. Но не потеряла бодрости духа, каждое утро делала зарядку, много читала.
– Каждый день я разговариваю с Богом, говорю ему, как прошел день, рассказываю о детях, внуках и правнуках, жалуюсь на боль и прикованность к постели, вспоминаю юность, сожалею о несделанном, прошу прощения за грехи. Он слушает и утешает меня. И мне становится легче. Хоть мне и 100 лет, но душа моя молодая… Все впереди…
Два человека – два мира: в одном – отчаяние и одиночество, в другом – гармония и перспектива. Возможно, поэтому чаще всего деменцией страдают люди невоцерковленные.
И мне очень жаль тех стариков, которые потратили годы жизни, даже не задав себе вопроса – что такое Бог, зачем он пришел на землю, для чего нужно было Рождество Христово?
В Рождество Христово сбываются молитвы, произнесенные от души. Я хочу попросить милости, чтобы в Рождественскую ночь души стариков, проживших без Христа и страдающих деменцией, коснулась благодать Божия.