Дефицит, породивший значительное подорожание продуктов, возник из-за фактической ликвидации плодоовощного хозяйства в стране и введения санкций на ввоз большой номенклатуры зарубежных плодов и овощей.

 

 

Моисей Гельман

Об этом жительница Липецка недавно спросила на «Прямой линии» у президента страны. Однако на ее конкретный вопрос, символизирующий неблагополучное в стране производство плодоовощной продукции, Владимир Путин не ответил, сославшись на общемировую тенденцию подорожания продовольствия. Спрашивается, а при чем здесь заграница? Ведь морковь, как, допустим, картофель и капусту, которые тоже стали стоить дороже заморских фруктов, всегда выращивали в изобилии у нас в стране. К примеру, в том же Подмосковье или Липецкой области. Поэтому в Москве и Липецке морковка должна быть гораздо дешевле бананов по ряду причин, в том числе и потому, что ее выращивают под боком.

Среди 81 продукта питания, стоимость которых отслеживает Росстат, морковь по темпам роста цен нынче значится на 47 месте. С мая 2000-го по май 2021 года морковь подорожала примерно в 1000 раз. С начала этого года к концу июня морковь подорожала в 2,2 раза, картофель — почти вдвое, капуста — на 75,3%, лук — на 40,9%. К примеру, в московском магазине сети «Перекресток» в июне килограмм бананов стоил 69,9 рубля, а моркови – 109 рублей, но в начале июля ее в продаже уже не было – закончилась. По сообщениям СМИ цены на морковь по стране доходят до 150 рублей за килограмм. Но она существенно отстает от щавеля, за килограмм которого теперь просят… 800 рублей.

«Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» — фраза, ставшая символом отрешённости монархов от проблем народа. Ее приписывают французской королеве Марии Антуанетте, якобы сказанную накануне французской революции. Почему же сейчас вместо ставшей дефицитной местной моркови, выбранной жительницей Липецка в качестве наглядного символа для обсуждения ситуации, нам предлагают заморские бананы?

РЕКЛАМА

 

В социально ориентированном государстве, каковым согласно Конституции России должна являться и наша страна, власти стремятся увеличивать благополучие населения, в том числе повышением его покупательной способности. Благополучие населения – основа существования и развития нормальной страны. Для этого, в частности, власти стремятся законодательно способствовать развитию внутреннего рынка путем его максимальной по спросу наполняемости качественной отечественной продукцией и созданием условий для стабильности цен. Продекларировав переход к рыночной экономике, и провозгласив рынок регулятором, который якобы все сам отладит, российские власти продемонстрировали полное непонимание основных принципов управления любой системой. Чтобы рынок стал механизмом упорядоченного, а не хаотичного регулирования купли-продажи товаров и услуг, должны быть созданы определенные условия его функционирования. Для этого в него необходимо, в частности, непрерывно закладывать объективную исходную информацию о потенциальном спросе потребителей и возможностях производства. На основе этих и иных сведений планируется развитие производственной базы, чтобы обеспечивался баланс спроса и необходимых для производства продукции ресурсов. Но апологеты псевдорыночной экономики отвергли планирование как «пережиток социализма».

В частности, власти создали такие экономические условия, при которых немногочисленную по номенклатуре отечественную продукцию, которая еще пользуется спросом за рубежом, экспортировать оказалось намного выгодней, чем потреблять внутри страны в интересах отечественной экономики. Этому способствуют дефицит и отсутствие производства в стране многих видов продукции. Вместе с тем, как и цены внутри страны, экспортные цены, в том числе на продукты питания, за последние год-два тоже существенно возросли. К примеру, в прошлом году в России вырастили богатый урожай зерновых – 133,5 млн. тонн. При этом возрос на 20% их экспорт и составил 57,5 млн. тонн. Казалось бы, мука и хлеб при такой избыточности урожая должны были в России подешеветь. Однако они повсеместно подорожали. В Москве цена хлеба при существенном снижении его качества из-за избыточного подмешивания кормовой муки, предназначенной для скота, возросла почти вдвое. Несмотря на рекордный урожай зерна и возросший его экспорт, в стране закрылись девять мукомольных заводов. Произошло это из-за их нерентабельности. Возникший при этом дефицит муки в России привел к увеличению ее импорта из Турции. Муку там производят из российского зерна, и поэтому хлеб на нашем рынке существенно подорожал.

Подорожание муки и хлеба было вызвано бездумным, в ущерб населению страны, увеличением экспорта зерна, чем министр сельского хозяйства хвастал перед президентом страны. Но дефицит моркови был обусловлен сокращением ее посевных площадей с 72 тысяч га в 2001-м до 46 тысяч в 2020 году и сокращением ее сбора. В 2019 г. собрали 1559 тысяч, а в 2020-м – 1369 тысяч тонн.

 

Для устранения дефицита  моркови в 2019 г. ввезли 179,5 тысячи тонн из нескольких стран, в основном из Израиля и Китая.

 

Но в 2020 году импорт подорожавшей в валюте моркови сократился, чем и объясняется ее дефицит и подорожание в нынешнем году. Нынче в Россию ввозят овощи почти из 100 стран.

Прежние колхозы и совхозы уничтожили, вместо них создали в меньшем количестве частные сельхозпредприятия и фермерские хозяйства. До сравнительно недавнего времени на базарах той же Москвы торговали своей подмосковной овощной продукцией частники-огородники. Но московский градоначальник в интересах крупных торговых сетей этот сегмент рынка во многом уничтожил, ликвидировав большую часть базаров и мелких лавок. Поэтому отечественная овощная продукция все больше замещалась привозимой из-за рубежа, то есть выполнялась директива властей по импортозамещению.

РЕКЛАМА

 

 

Конечно же, зарубежные продукты стоили дороже, и рост цен в валюте ввиду непрерывной девальвации рубля вызывал на российском рынке кратное их удорожание. После введения Западом экономических санкций наши власти не придумали ничего умней, чем последовать их примеру и ввели в ущерб населению запрет на ввоз из стран ЕС, Молдавии и Украины многих продуктов питания, включая овощную продукцию. Но почему-то не газа и нефти. В результате уничтожили конкуренцию в производстве многих видов сельхозпродукции. Таким образом, из-за значительной ликвидации плодоовощного хозяйства в стране, с одной стороны, и введения санкций на ввоз большой номенклатуры зарубежных плодов и овощей, с другой, был создан дефицит, породивший их подорожание.

Увеличение производства и качества продуктов питания, включая плодоовощную продукцию, проблема комплексная, ее решение требует реализации многих административно-правовых и экономических мер. Начинать нужно с восстановления обязательности применения ГОСТов, регламентирующих качество пищевой продукции с его контролем «от поля до прилавка».

Вопреки Конституции РФ в технических регламентах требования к качеству продуктов питания и лекарствам подменены требованиями к их безопасности, что далеко не одно и то же. К примеру, колбаса может быть изготовлена безопасной для потребления, но вместо мяса содержать крахмал и пищевые добавки, имитирующие колбасный вкус. Причём, согласно п. 7 ст. 7 ФЗ «О техническом регулировании», «технический регламент не может содержать требований к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции», что создаёт прямую угрозу населению страны. Какова должна быть «длительность использования», чтобы помереть, не оговаривается. Как подобная норма могла быть включена в закон, понять невозможно. Что же касается лекарственных препаратов, то отсутствие требований к их исполнению прямо угрожает жизни больных людей. Ведь безопасный для здорового человека, но некачественный препарат может привести к смерти больного человека, так как не принесет ему требуемой помощи ввиду бесполезности такого «лекарства». Подробней см. Производство некачественных продуктов питания по Закону «О техническом регулировании» (Книга “Почему провалилась “реформа технического регулирования”. Проблемы и решения: какими они видятся специалистам” )

Экономические меры должны включать упрощения налогообложения, в том числе с целью стабилизации цен и снижения налогового бремени на население и товаропроизводителей. Доходы узаконенного «теневого бизнеса» от присваиваемой значительной части налога, именуемого НДС, ежегодно превышают десятки триллионов рублей. Как прекратить поборы и увеличить доходы предприятий, населения и бюджета страны подробно рассмотрено в публикации «Честный отъем денег у населения», бизнеса и государства по Налоговому кодексу («Промышленные ведомости» № 5-6, июнь, 2021 г.).

Для ликвидации дефицита продуктов питания соответствующие федеральные и местные органы должны определять потенциальный на них спрос, с тем, чтобы производители этой продукции могли заблаговременно планировать свое производство. Возникновение дефицита должно служить показателем несоответствия чиновников, которым поручат эту работу, занимаемой должности. И, наконец, для реализации населением выращенных им плодоовощной продукции и фруктов местные власти должны соорудить легкие павильоны и летние базары, с приемлемой оплатой за аренду торговых мест.

Newizv.ru