На днях мне снова позвонили: девица, представившись сотрудником технической поддержки сбербанка, участливо сообщила, что с моей карты некий гражданин Кривоногий из Новгорода пытался два раза снять  определенные суммы. Выслушав ее, я поинтересовался: неужели на этот незамысловатый развод,  которому уже 100 лет в обед, еще кто-то ведется? Видимо, поняв, что я не ее клиент,  «сотрудник тех.службы» иронично заметила – пока живут на свете дураки…

Пусть эта памятка из полиции напомнит вам об осторожности при разговорах с незнакомыми людьми

 

На территории Пермского края за 8 месяцев 2021 года зарегистрировано 5695 хищений, совершенных бесконтактным способом. Из них 3608 – это мошенничества, 2087 – кражи.

Как показывает практика, мошенники умело используют всю доступную информацию и технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать сведения о себе, своих близких, данных банковских или расчетных счетов либо совершать те или иные действия.

Выбирая способы совершения преступлений, злоумышленники используют те болевые точки, которые больше всего волнуют людей: беспокойство за близких родственников, свои денежные средства (сбережения), желание выиграть приз или дешевле приобрести различный товар.

Наиболее распространенными видами телефонного мошенничества являются следующие преступления:

  1. Покупка или продажа товара на различных сайтах. Потерпевшие сами размещают объявления о продаже того или иного товара, им звонят «покупатели» и просят сообщить реквизиты их банковских карт якобы для перевода денег за товар. На самом деле, получив конфиденциальные сведения о картах граждан, мошенники просто снимают денежные средства со счетов.    
  2. Заказ товара на сайте.На мобильный телефон потерпевших поступает СМС-сообщение с текстом о возникших проблемах или проведенных операциях с банковскими картами (например, «Ваша карта заблокирована…», «Ваш лицевой счет аннулирован», «Оплата услуг произведена успешно»), предлагается контактный номер телефона для уточнения всех вопросов (якобы для информации). Потерпевшие перезванивают, невидимый собеседник представляется работником службы безопасности банка, советует пройти к ближайшему банкомату, сообщить конфиденциальные данные своих банковских или расчетных карт (реквизиты, цифры на обратной стороне карты), ввести их в наборной панели банкомата. После этого мошенники получают доступ к банковским картам и снимают денежные средства.
  3. Взлом аккаунта в социальной сети и просьба о помощи.Поступает звонок потерпевшим, неизвестный сообщает данную информацию от имени родственника или сотрудника полиции, просит деньги для урегулирования вопроса, которые следует перевести на расчетный счет (абонентский номер) или за которыми приезжает курьер.

Наиболее распространенными видами интернет-мошенничества являются следующие преступления:

  1. Покупка товара на различных сайтах, в интернет-магазинах, социальных сетях Потерпевшие заказывают или покупают различный товар на различных сайтах, производят оплату товара на указанные счета, но товар не получают, сайты оказываются заблокированными.
  2. Проблема с банковской картой.На страничку потерпевших от «друга» приходит сообщение с просьбой срочно перевести в долг деньги, указывается номер банковской карты или абонентский номер сотового телефона. Потерпевший переводит деньги, впоследствии выясняется, что страница «друга» была взломана и от его имени писал преступник. 

Основными правилами для граждан, как не стать жертвами телефонного мошенничества, являются следующее:

– при телефонном звонке от имени якобы родственников и сообщении о трудной ситуации следует дозвониться до родных и близких, о которых идет речь, и выяснить подробности случившегося. Не переводить и не отдавать деньги незнакомым людям.

– перезвонить (а лучше всего подойти) в любое отделение банка, якобы от имени которого пришло сообщение о проблемах обслуживания по расчетному счету/карте, и уточнить все интересующие вопросы. Также можно позвонить своим близким, которые хорошо ориентированы в современных технологиях, рассказать о поступившем сообщении и спросить совета.  Следует запомнить: ни один банк не будет просить владельца карты совершать какие-либо действия по телефону или сообщать реквизиты карты;

– не сообщать незнакомым людям (как при личном контакте, так и по телефону или интернет-переписке) данные о себе, своих близких, родственниках, банковских картах, т.е. любую конфиденциальную (личную) информацию;

– не осуществлять предоплату за товар или обещанную выплату/услугу, производить оплату только по их фактическому получению.

Как не стать жертвой интернет-мошенничества:

  1. Внимательно изучить информацию интернет-сайта, отзывы, сравнить цены за интересующий товар. Отсутствие информации, запутанная система получения товара зачастую является признаками мошенничества.
  2. Получить максимум сведений о продавце или магазине, адреса, телефоны, изучить историю в социальных сетях, наличие службы доставки и т.п. Действующие легально интернет-магазины или розничные продавцы размещают полную информацию и работают по принципу «оплата товара после доставки».
  3. Не осуществлять предоплату за товар или услугу, производить оплату только по их фактическому получению.
  4. Нельзя сообщать (а уж тем более посылать по электронной почте) информацию о своих пластиковых картах. Преступники могут воспользоваться их реквизитами и произвести, например, различные покупки.

Если в отношении граждан все же было совершено мошенничество, следует незамедлительно обратиться в органы полиции, сообщив обстоятельства произошедшего и предоставив имеющиеся документы (расчетные чеки, распечатки звонков и т.п.).

 Пресс-служба ГУ МВД России по Пермскому краю