Березниковская детская школа искусств им. Л.А. Старкова в своем развитии прошла большой и насыщенный событиям путь. За годы своего существования МАУ ДО «ДШИ им. Л.А. Старкова» зарекомендовало себя в городе как уникальное учреждение дополнительного образования детей художественной и социально – педагогической направленностей. Через год школе исполнится 30 лет. О творческом пути и перспективах развития рассказывает директор школы Елена Валерьевна Гришина.
– Елена Валерьевна, школа искусств стала победителем конкурса Фонда президентских грантов России. Как будете реализовывать проект?
– Этот год для нашего коллектива стал поистине урожайным: много хороших, радостных побед и свершений! Наша образовательная экспедиция «Странствующие хранители» получила высокую оценку. Реализация проекта начнется в 2022 году, который президент Российской Федерации объявил «Годом народного искусства и культурного наследия». Идею этого проекта мы придумали давно и даже успели поучаствовать с проектом «Странствующие хранители» в корпоративном конкурсе социальных проектов «Лукойла». Благодаря активному сотрудничеству с ректором АНО ДПО «Институт инновационной образовательной политики и права «Эврика – Пермь» кандидатом педагогических наук Г.Н. Травниковым проект «Странствующие хранители», можно сказать, обрел новую жизнь. Сейчас мы активно занимаемся подготовкой концертной программы, с которой летом будем выступать в Коми – Пермяцком округе Пермского края.
ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ
Гармонизация межнациональных, межэтнических отношений в детской, подростковой среде, популяризация народного, этнографического творчества – главная идея проекта «Образовательная экспедиция «Странствующие хранители». Руководитель проекта Баталова Елена Николаевна – педагог дополнительного образования, руководитель детского образцового ансамбля народного танца «Млада».
Проект направлен на организацию летней образовательной экспедиции в Коми-Пермяцкий округ Пермского края для воспитанников Детской школы искусств им. Л.А. Старкова (35 человек) с целью изучения историко-культурного наследия народов севера Прикамья (коми-пермяков), обогащения хореографического, художественного, музыкального репертуара и организации творческой социально значимой деятельности воспитанников в территориях экспедиции для местного населения, в том числе малочисленных населенных пунктах и организация заключительного фестиваля «Уральская усадьба» по итогам экспедиции для творческих коллективов севера Прикамья.
В рамках проекта будет организовано посещении трех населенных пунктов: г. Кудымкара – центра Коми-пермяцкого округа и сельских поселений: Архангельское, Юсьва.
Экспедиция имеет три содержательных направления:
– образовательное направление «Мы учимся»: знакомство участников экспедиции с культурой коми-пермяков, (четыре академических часа практических занятия в ГКБУК «Коми-Пермяцкий этнокультурный центр», экскурсия по г. Кудымкар с посещением музея) знакомство с игровым, песенным и танцевальным творчеством (три мастер-класса по народному творчеству коми-пермяков в центре культуры с.Архангельское, интервью с местными жителями), сбор артефактов для детского этнографического музея учреждения «Красное коромысло», ежедневная пленэрная практика (акварель, масло, графика).
– практическое направление «Мы учим»: проведение трех мастер- классов для местных творческих коллективов Юсьвенского муниципального округа по декоративно-прикладному творчеству, народному танцу, организация двух художественных выставок для жителей удаленных территорий в домах культуры и общественных зонах на территории сельских поселений численностью до 7000 человек (сельское поселение Архангельское, Юсьвенское, входящие в состав Юсьвенского муниципального округа);
-социальное направление «Мы помогаем» – организация трех концертных программ для местного населения, в том числе для социально-незащищенных категорий граждан (пенсионеры, инвалиды, дети-сироты) с охватом не менее 300 человек.
По итогам экспедиции в октябре 2022 года состоится фестиваль национальных культур «Уральская усадьба» с приглашением творческих коллективов из центров народной культуры Пермского края. Участниками фестиваля станут не менее 18 детских народных коллективов Прикамья.
– Можно ли сказать, что победа на российском уровне стала закономерным итогом развития школы?
– Безусловно! Это первая победа нашего учреждения на таком высоком уровне. После реорганизации наш объединенный педагогический коллектив приступил к реализации новой программы развития учреждения на 2021 – 2025гг., в которой мы обозначили для нашего педагогического коллектива много амбициозных профессиональных целей и задач. Название этого проекта «Лидеры и перемены». Я думаю, что победа поможет нам еще раз убедиться и осознать, что мы идем правильной дорогой и очень надеюсь, что и в дальнейшей работе всем нашим начинаниям будет сопутствовать успех во благо наших обучающихся и воспитанников.
– Как, по Вашему мнению, влияет дополнительное образование на развитие детей? Я имею в виду тот факт, что основной учебный процесс очень плотный и находится ли у ребят время на дополнительное образование?
– Я работаю директором школы искусств почти 15 лет, и за все это время не раз слышала о негативном отношении к дополнительному образованию и со стороны родителей (в нашей школе искусств родители даже иногда наказывают детей тем, что не позволяют ходить на наши занятия из-за плохих оценок в школе), и со стороны, что не самое приятное, коллег.
Я считаю, что как раз наоборот, именно занятость детей в дополнительном образовании способствует более полноценному развитию детей (ребенок занимается дополнительным образованием не потому что надо, а потому что ему интересно и есть желание!!!). Именно на наших занятиях любой ребенок, возможно, даже не очень успешно обучающийся в общеобразовательной школе, может стать ЗВЕЗДОЙ!!!(педагоги дополнительного образования осуществляют индивидуальный подход к каждому ребенку и для каждого стараются создавать ситуацию успеха.).
Дополнительные занятия дисциплинируют детей (только представьте ….в нашей школе есть несколько долгосрочных (9 и 7 лет обучения) комплексных программ. У детей, благодаря нашим занятиям, появляется любимое интересное дело, которому они готовы посвящать все свое свободное время, дополнительный коллектив из ребят-единомышленников. А сколько примеров можно привести, когда педагог дополнительного образования становится для ребенка не только наставником, а настоящим другом, умеющим выслушать, поговорить, уделить внимание и дать хороший совет.
Я согласна, что ребенок, который помимо обучения в образовательной школе, занимается в учреждении дополнительного образования больше нагружен и загружен, но, как показывает жизнь – ребята в дельнейшем становятся успешными и состоявшимися в своих профессиях взрослыми людьми. На сегодняшний день в нашей школе занимаются 3500 детей, а это означает, что у наших воспитанников и их родителей есть и желание, и возможность обучаться в обьединениях нашего учреждения.
Информация о школе искусств
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. Л.А. Старкова» организовано на основании Постановления Администрации г. Березники Пермской области от 29.01.1993 № 130 «Об открытии школы искусств» в целях совершенствования эстетического воспитания детей и подростков во встроенном помещении по адресу: ул. Комсомольская д. 4, где ранее располагался детский досуговый клуб по месту жительства «Радуга».
25.07.1994г. учреждению было присвоено имя известного березниковского художника Леонида Александровича Старкова.
С 09.01.2020г. учреждение реорганизовано в форме присоединения к нему муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества «Гном», муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей «Радуга» в соответствии с постановлением администрации города от 09.09. 2019 №2468.
– В 2023 году школе искусств им. Старкова исполнится 30 лет – серьезная дата для учреждения дополнительного образования. Елена Валерьевна, какой сегодня стала школа искусств?
– В феврале 2023г. мы будем отмечать свой 30-летний юбилей. Сегодня ДШИ это:
– 3500 обучающихся (более 30 программ для детей разных категорий: одаренных, группы риска и СОП, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);
– 5 помещений в разных районах города и организация учебного процесса в СОШ № 22,5,3,8,16,11,14,7;
– 45 педагогических работников (из которых: 64 % высших и первых категорий, 7 человек – Почетных работников, 80 % награжденных ведомственными наградами от муниципального до федерального уровней);
– 3 образцовых детских коллектива («Млада» – хореография, «Студия электронной музыки «Кластер» – музыканты, «Арт- студия «Модерн» – ИЗО);
– выставочный зал;
– 2 музея (детский этнографический музей «Красное коромысло» и «Музей народного образования»);
– дополнительные платные услуги для дошкольников;
Наши воспитанники ежегодно награждаются за высокие результаты премией главы города «Ступени к успеху» одаренным детям в номинации «Творчество (искусство)» и знаком отличия «Гордость Пермского края» (в этом году 6 наших воспитанников получат знак в номинации «Культура и искусство»).
В 2020 и 2021г.г. 3 воспитанницы образцового ансамбля «Млада» награждены премией победителям и призерам всероссийских и международных мероприятий Министерства образования и науки Пермского края.;
С 2020 года наше учреждение осуществляет взаимодействие с АНО ДПО «Институт инновационной образовательной политики и права «Эврика – Пермь» и является членом Ассоциации участников научных и инновационных образовательных учреждений Пермского края «Эврика – Пермь».
– Какие традиции и кем были заложены в основу педагогической деятельности школы, которые и сегодня продолжают работать, поддерживая высокий статус школы Старкова?
– Я считаю, что первый директор Наталья Николаевна Степанченко очень много сделала для организации деятельности школы. Она тщательно подбирала кадры, по-матерински заботилась о создании и обеспечении необходимых условий для обучения детей. Наталья Николаевна была первым организатором концертных программ, в которых активно принимали участие дети и педагоги. (Сегодня эта традиция ДШИ – ежегодный отчетный концерт учреждения в одном из самых крупных залов города (КСЦ «Металлург»). У нашего учреждения нет собственной сцены, но мы считаем, что наши ученики обязательно должны иметь возможность продемонстрировать результаты своего труда. ).
Вторым настоящим директором ДШИ я считаю Веру Константиновну Поморцеву. Благодаря ее руководству, у школы появилась известность, узнаваемость, конкурентоспособность. Педагоги активно принимали участие в социальном проектировании (благодаря одному такому проекту в учреждении был создан детский коллектив «Студия Электронной музыки «Кластер», который позже был удостоен звания «Образцовый детский коллектив»), открылся свой выставочный зал. Ежегодно открываются 10 выставок творческих работ не только педагогов и обучающихся учреждения, но и ветеранов труда, известных деятелей искусства и культуры, также народных мастеров города, появился свой детский этнографический музей «Красное коромысло». И сегодня в нашем музее организовываются и проводятся «Музейные абонементы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а для школьников – ознакомительные встречи об истории быта народов Верхнекамья.
Вера Константиновна стояла у истоков организации в учреждении предметных недель, когда ребята – музыканты могли знакомиться с деятельностью педагогов и обучающихся художественного отделения, а дети – художники могли в это время обучаться музыке или хореографии. Эта традиция существует и сегодня. Так как у учреждения нет своего отдельного здания, мы стараемся создавать единое образовательное пространство через посещение концертов, мастер – классов, выставок, конкурсов и мероприятий. Именно В.К. Поморцевой была заведена традиция очень серьезной подготовки к сдаче итоговых экзаменов наших выпускников. Заканчивая обучение по 7 и 9- летним комплексным программам, воспитанники школы искусств демонстрировали и защищали свои творческие работы перед экзаменационными комиссиями, в которые входили известные деятели культуры нашего города, выдающиеся педагогические работники и культуры. И сегодня все наши выпускники, которые обучаются в образцовых детских коллективах, с честью проходят традиционные итоговые испытания.
Имея таких целеустремленных и талантливых предшественников, я понимаю и осознаю всю степень ответственности и стараюсь соответствовать директорскому посту детской школы искусств имени Л.А.Старкова.
Владимир ПОТЕХИН