Возбуждено уголовное дело
По «горячей линии», работающей в Пермском УФАС с 5 марта, в управление поступило около 900 письменных заявлений и телефонных звонков о росте цен на продукты питания и другие товары. Подавляющее число обращений касается стоимости сахара. Обращаем внимание, что ФАС России возбудила антимонопольное дело в отношении компании «Продимекс».
Дистрибьютор крупнейших производителей сахара подозревается в незаконной координации экономической деятельности торговых сетей, которая привела к повышению розничных цен на сахар в условиях повышенного спроса. Признаки нарушения были выявлены в ходе внеплановых проверок.
Отметим, что ранее Пермское Управление направляло в ФАС России сигнал, поступивший от региональной торговой сети, о необоснованных отказах «Продимекса» в поставках сахара, что могло послужить одним из оснований для возбуждения антимонопольного дела.
В случае установления вины, компании грозит оборотный штраф до 15% годовой выручки и предписание о прекращении незаконных действий – это будет способствовать снижению цен на сахар.
В целях оперативного реагирования на изменение потребительских цен антимонопольное ведомство продолжает мониторинг стоимости социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. По данным мониторинга за последнюю неделю фиксируется снижение минимальных цен на рыбу, подсолнечное масло, муку, рис, макароны, яблоки. В отношении остальных продуктов питания ситуация остаётся, в целом, стабильной.
Ограничение уровня наценок торговыми сетями
Принятие торговыми сетями обязательств об ограничении уровня наценок носит добровольный характер. По предложению ФАС России в целях повышения доступности продовольственных товаров для граждан крупнейшие торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель, «Магнит», «Дикси», «Бристоль», «Карусель», «Ашан» взяли на себя обязательства о добровольном снижении наценок на социально значимые продукты. Торговые сети добровольно минимизируют наценки до 5% на 4 категории социально значимых товаров: молочную продукцию, хлебобулочные изделия, сахар и овощи «борщевого набора». Конкретные товары внутри каждой категории торговые сети определяют самостоятельно, но это должны быть наиболее востребованные товары отечественного производства.
Ведется мониторинг с целью выявления необоснованного повышения цен
Цены на продукты не поддаются государственному регулированию, однако, антимонопольное ведомство принимает меры в рамках своих полномочий, чтобы защитить граждан от необоснованного роста цен. В частности, Пермским УФАС России проводится еженедельный мониторинг ценообразования на социально значимые продовольственные товары в отношении всей товаропроводящей цепочки – от производителя до торговых сетей. Мониторинг ведется на предмет выявления необоснованного повышения цен, злоупотребления доминирующим положением на рынке, наличия запрещенных антимонопольным законодательством картельных, ценовых сговоров или согласованных действий участников рынков.
Для всесторонней оценки ситуации региональные органы службы своевременно информируют центральный аппарат ФАС России обо всех изменениях, связанных с функционированием социально значимых товарных рынков.
В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства Пермское УФАС незамедлительно принимает меры реагирования – от предостережений до возбуждения антимонопольных дел.
Пермское УФАС России посредством телефонной «горячей линии», приема письменных заявлений ведет сбор информации по обращениям граждан об изменениях цен на товары и услуги и еженедельно направляет полученные данные в ФАС России для выявления и пресечения необоснованного роста цен, а также принятия мер в отношении недобросовестных участников рынка.
Кроме того, ведомство усилило взаимодействие с федеральными и региональными органами исполнительной власти по вопросам функционирования этих рынков в целях обеспечения эффективного функционирования соответствующих рынков и повышения ценовой доступности товаров.
Субъективные факторы повышения цен
Напомним, что в рамках своих полномочий в соответствии с Законом о защите конкуренции ФАС России и территориальные органы службы контролируют ценообразование только в случае, если на рынке хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение (занимает более 50% рынка) или участники рынка заключили антиконкурентные соглашения либо осуществляют антиконкурентные действия.
Рост стоимости товаров не всегда связан со злоупотреблениями продавцов. Существуют объективные факторы – такие, как увеличение себестоимости продукции, нарушение логистических цепочек, изменение курса рубля по отношению к иностранным валютам, ажиотажный спрос и др.
Публикация подготовлена УФАС России по Пермскому краю