Глава компании Андрей Мельниченко, находящийся в санкционном списке ЕС и Швейцарии, еще в марте передал активы жене, и швейцарские власти приняли решение снять ограничения с компании. Как это связано с дефицитом удобрений на мировом рынке?
Швейцария сняла санкции с «Еврохима» российского миллиардера Андрея Мельниченко. Об этом пишет швейцарская газета Tages Anzeiger со ссылкой на письмо замглавы отдела санкций Госсекретариата экономики Швейцарской Конфедерации.
В письме отмечается, что у властей больше нет доказательств, что компания «принадлежит или контролируется лицом, которое находится под санкциями». И в связи с этим нет оснований для дальнейших ограничений. Банковские счета компании швейцарские власти разблокировали еще два месяца назад.
ЕС и Швейцария ввели против Андрея Мельниченко персональные санкции 9 марта.
Это произошло буквально на следующий день после того, как бизнесмен передал 90% активов компании своей жене. И, как пишут СМИ, немного не успел — официально Мельниченко вышел из совета директоров «Еврохима» только 10 марта.
Теперь, когда новым бенефициаром является жена Мельниченко Александра, у Федерального совета Швейцарии нет доказательств, что «компания контролируется лицом, которое находится под санкциями», а значит, и ограничения в отношении компании должны быть отменены, пишет Tages Anzeiger.
Комментирует промышленный эксперт Леонид Хазанов:
Леонид Хазановпромышленный эксперт«Андрей Мельниченко ушел из числа акционеров «Еврохима», потому что иначе мог потерять управление такой крупной компанией, являющейся лидером российской отрасли по производству минеральных удобрений. Что касается снятия Швейцарией санкций — тут все очень просто. Дело в том, что в городе Цуге находится штаб-квартира «Еврохима», и ситуация, когда в отношении «Еврохима» действуют санкции со стороны Швейцарии, двоякая. Если они санкции ввели, что тогда, «Еврохим» должен уйти из Швейцарии? А это налоги, деловая активность, притом что Цуг вообще считается деловой столицей Швейцарии. Швейцарии санкции вообще не были нужны, но пришлось ввести. Теперь они их фактически сняли, нашли повод. Я допускаю, что власти Швейцарии могут в дальнейшем обратиться в ЕС с просьбой снять санкции с Андрея Мельниченко и исключить из них продукцию «Еврохима» под тем простым предлогом, что это просто не выгодно никому. Но Швейцария сама страна небольшая, и объемы выращиваемых ею сельскохозяйственных культур сравнительно скромные. Для ЕС поставки минеральных удобрений из России, и в том числе «Еврохимом», имеют большое значение, потому что сейчас цены на минеральные удобрения в Европе очень высокие. Аммиачную селитру днем с огнем меньше чем за 1100-1300 евро за тонну вообще не купить. Если будут идти поставки из нашей страны и это будет делать «Еврохим», для ЕС это, несомненно, польза».
Группа «Еврохим» — один из крупнейших в мире производителей удобрений. Она поставляет все виды минеральных удобрений более чем в 100 стран мира. Основные производственные мощности — в России, Бельгии, Казахстане и Литве.
Ранее на этой неделе WSJ писала, что Вашингтон может временно снять санкции с калийных удобрений из Белоруссии, если та позволит через свою территорию экспортировать украинское зерно. Источники американской газеты утверждали, что в этом случае санкции могут отменить на полгода, а зерно будут поставлять по железной дороге в порт литовской Клайпеды.
Генсек ООН Гутерриш предлагал похожую сделку Москве — смягчить экспортные ограничения на удобрения из России и Белоруссии в обмен на то, что Москва пропустит суда с зерном из Украины.
В российском МИД на днях говорили, что вопрос поставок российских калийных удобрений и вывоза украинского зерна обсуждается.
Кажется ли теперь реальным такой обмен? Говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Станислав Митраховичведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета«Страны, которые вводят санкционные меры, настолько запугали всех трейдеров, что трейдеры уже не хотят иметь дело во многом с Россией или требуют очень больших компенсаций за риск, чтобы не подвергнуться критике со стороны общественного мнения, чтобы в очередной раз не пришлось оправдываться перед Bloomberg и Reuters и прочими ребятами. И в такой ситуации экспорт российских удобрений действительно находится в зоне риска. Что касается конкретно истории с «Еврохимом», я думаю, это действительно какой-то первый шаг, чтобы облегчить ситуацию с экспортом российских и белорусских удобрений. Это касается как калийных удобрений, так и азотных, так что, наверное, Запад будет в какой-то степени пытаться договориться с Россией в том числе по удобрениям, это потребует определенных шагов в сфере санкционного давления, может быть, даже на неофициальном уровне, без принятия решения о санкциях, нужно будет рассказать тем же самым трейдерам, что давайте активнее работать с российским сырьем, с российскими удобрениями. Но пойдет ли Россия в ответ на то, чтобы из Одессы могло экспортироваться зерно, — это большой вопрос. Все-таки мы имеем дело с очень масшатбным кризисом, здесь явно российское руководство предполагает, что влияние на экономическую ситуацию на Украине в итоге превратится и во влияние военного характера, поэтому так просто пойти на то, чтобы разрешить Украине экспортировать, — не факт, что мы согласимся. Я думаю, здесь много есть нюансов. Но что касается конкретно удобрений, то из-за очень высокого уровня зависимости действительно мировой продовольственной безопасности от этой истории я не исключаю, что подвижки могут быть. Возможно, будут какие-то поблажки и для Белоруссии тоже по поводу калийных удобрений».
Экспорт удобрений из России в апреле упал на 11%, до 1,9 млн тонн. Из крупнейших производителей удобрений сильнее всего сократили экспорт «Уралкалий» (минус 77% к марту) и «Уралхим» (минус 48%).
Bfm.ru