Интервью с актрисой, режиссёром, педагогом и создателем Первой студии БДТ.

 С какими планами Вы приехали в Березники? Удалось ли это реализовать?

– В первую очередь, в Березники я собиралась к режиссёру Андрею Шляпину, с которым хотела поработать. Я ждала этого, и когда приехала в театр, мы договорились, что, кроме актерской деятельности, буду заниматься педагогической: открою театральную студию для взрослых. Сразу набрала ребят и начала проводить с ними тренинги. План был такой: 3 месяца подготовки, после — репетиции и выпуск работы. Процесс от поступления до премьеры занимал примерно полгода. В сезон мы хотели выпускать 2 спектакля. Как было запланировано, так до сих пор и выпускаем. Я поняла, что эта система работает.

 Какие были сложности?

– Конечно, это непростой путь. Организация студии связана с общением с разными людьми, к каждому из которых нужен свой ключик. Пришлось читать литературу по психологии и актерскому мастерству, перенимать опыт других педагогов, создателей студий, театров. Я изучала людей, через которых изучала себя. Если не получалось наладить контакт с человеком, задавала вопрос: почему? Через эту ситуацию учила себя искать компромисс.

Также с решением организационных вопросов. Если в профессиональном театре режиссер занимается, в основном, только работой с актерами, то в студийном формате приходится заниматься всем, не только творческим процессом. Выстроить свет, звук, найти и оборудовать пространство, организовать зрителей. Для меня это стало настоящей школой жизни. Периодически хотелось опустить руки, думала, что не смогу, так как для этого нужно слишком много энергии и крепких нервов. Но всё равно потихонечку двигались дальше.

– Расскажите о дальнейших творческих планах?

– Я планирую продолжать заниматься той же деятельностью. Это будет организация театральной студии с нуля. Не люблю приходить в уже созданные коллективы. Для меня важно организовать свое пространство, найти созвучных со мной людей, которые будут меня слышать и доверять.


–  Почему приняли решение уехать именно сейчас?

– В какой – то момент посещает мысль, что определенное место мне всё дало. И я ему отдала всё, что могла. Сейчас есть ощущение, что нужно уступить место другому: и в плане сцены, и актерской работы, и педагогической деятельности. В актерской профессии я здесь многому научилась, приобрела колоссальный опыт. За это благодарность огромная! Чувствую, что нужно двигаться дальше, здесь уже во мне нет необходимости.

– Созданная Вами «Первая студию БДТ» стала первой в Пермском крае и вообще студия театрального мастерства для взрослых непрофессионалов достаточно редкое явление, с кем она продолжит существование?

– Руководство принял Евгений Любицкий. Мы вместе начинали: он работал и как педагог, и как соавтор, участник спектаклей. Он знает всю систему. У Евгения хорошая театральная школа. С ним будет интересно продолжать работать. Это будет совершенно иная студия: другое направление, спектакли, будут отличаться тренинги. Ну и, конечно, у студии будет другая энергия — мужская.

– У Евгения будет полный карт-бланш или всё-таки будете немного контролировать процесс, участвовать в судьбе студии издалека?


– Только если это понадобится. Считаю, что творческий процесс может существовать только в свободе. Если я буду навязывать свое видение, свои какие-то установки и правила, педагог, режиссёр не сможет полноценно раскрыться и тогда проще делать всё самой.

–  Может быть, хочется оставить пожелание человеку, который будет продолжать дело?

– Да, я бы пожелала не терять интереса, то есть интересоваться людьми, любить дело. Если не любить работать с людьми, не заниматься ими, не подключаться к каждому, а также не гореть материалом спектакля, всё постепенно сойдет на нет. Здесь нужно большое желание, иначе обстоятельства задавят. Мне всегда очень интересно, какой спектакль у нас получится. Это всегда авантюра. Когда начинаешь ставить с ребятами спектакль, бывает, кажется, что задуманное вообще невозможно, но если не останавливаться, всё и все вокруг приходит на помощь


– Нет такой идеи сделать обменные гастроли между спектаклями «Первой студии» и студией, которую создадите?

– Это очень хорошая идея, но зависит не только от меня. Здесь нужно собрать людей, которые работают в разных местах, в разное время и организовать.

– Будете ли приезжать в Березники?

– Я буду приезжать примерно раз в полгода и проводить мастер-классы по актёрскому мастерству, работе с телом, работе со звуком и т.д.

– Планируете ли проводить занятия онлайн?

– Я сейчас хочу немного выдохнуть, чтобы подумать, как это все организовать. Я понимаю, что хочется дать как можно большему количеству людей и думаю про онлайн-формат. Конечно, больше люблю видеть глаза людей, чувствовать их энергию, иметь возможность подойти, потрогать, поправить. Через экран это непросто делать, но, возможно, ещё просто не доросла до этого.


 Как художник, кем Вы себя считаете больше — актрисой, режиссёром или организатором? Какое из этих направлений в себе на данном этапе развивать максимально интересно?

– Я однозначно актриса. Все остальное подпитывает мою работу. Режиссерская и педагогическая деятельность позволяет мне лучше себя узнать и применить это потом на сцене. Я всегда говорила и всем режиссерам, и партнерам, и ребятам, что сцена для меня на первом месте, все остальное для развития и приобретения нового опыта!


Анна   Попугаева
фото Михаила Купрыгина