На вопросы читателей сетевого издания «Медиакоммуникации Прикамья» отвечает Алла Лебедева  начальник отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации Пермского УФАС России

 Постоянно покупаю в магазинах «Пятерочка» сливочное масло, йогурты. Если летом пачка сливочного масла жирностью 82 процента стоила 107 – 115 рублей, сто сегодня цены на масло от 150 до 200 рублей. Йогурты тоже растут в цене. Цены каждую неделю хоть на рубль-два, но вырастают. Допускается ли такое? Должны ли торговые сети обосновывать постепенное повышение цен?

Ольга Абросимова

 – Порядок регулирования цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее – социально значимые товары) установлен Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 № 530. Указанным Постановлением утвержден перечень социально значимых товаров, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. В данный перечень входят отдельные виды мяса, вермишель, крупы, молоко (всего 24 позиции), в том числе масло сливочное жирностью 82,5%, при этом такая продукция, как йогурты (кисломолочные продукты с повышенным содержанием сухих обезжиренных веществ молока) в указанный перечень не входят.

В настоящее время предельно допустимые розничные цены на социально значимые товары в Пермском крае Правительством РФ не установлены. Полномочиями по направлению предложений об установлении предельно допустимых розничных цен Пермское УФАС России не обладает.

Также в настоящее время размер наценок, устанавливаемый розничными торговыми организациями, в том числе региональными и федеральными торговыми сетями (ритейлерами), законодательно не ограничен. Между тем, федеральные торговые сети (в частности, «Пятёрочка», «Магнит», «Перекрёсток», «Ашан») еще в 2022 году добровольно обязались поддерживать наценку не выше 5% на ряд социально значимых товаров таких как хлеб, молоко, овощи «борщевого» набора.

–  Является ли дефицит комплектующих запчастей к оборудованию в сегменте сельской экономики уважительной причиной к повышению цен на продовольствие?

Игорь Марков

 – В каждом конкретном случае повышения цены на ту или иную категорию продовольственных товаров необходимо установление конкретных причин и условий формирования такой цены, а также проведение анализа себестоимости данного товара (включающей в себя, как затраты на приобретение товаров, так и логистические затраты).

–  Моторное масло  «Формула» для  автомобилей марки  «Форд» летом стоило 3-3,500 т.р, сейчас цены выросли до 8 тыс. рублей. Цены на автомобили выросли в разы. Бюджетный автомобиль «Рено Логан» стоит 1 миллион 500 тыс. рублей. Какова позиция ФАС в отношении повышения цен на моторное масло, запчасти, автомобили?

Игорь Говоров

 – Цены на моторное масло и автомобили не подлежат государственному регулированию. В данном случае хозяйствующие субъекты не ограничены в праве по своему усмотрению формировать структуру цены на реализуемый товар, а на формирование цен оказывают влияние базовые рыночные механизмы – баланс спроса и предложения и состояние конкуренции на товарном рынке.

– При этом следует отметить, что розничный рынок моторного масла, как и розничный рынок автомобилей на территории Пермского края является высококонкурентным. На указанных рынках осуществляет деятельность большое количество хозяйствующих субъектов, барьеры входа на указанный рынок не являются труднопреодолимыми.

–  В прошлом году произошло резкое повышение цен на стройматериалы? Был ли он мотивирован или имел признаки картельного сговора?

Ренат Исупов

 – В 2022 году в Пермское УФАС России поступили жалобы на необоснованный рост цен на следующие строительные материалы: щебень для строительства дорог, кирпич и газобетонные блоки.

В действиях производителей щебня для строительства дорог и производителей кирпича на рынках Пермского края нарушений антимонопольного законодательства не установлено. В части повышения цен на газобетонные блоки в настоящее время Управлением рассматривается два дела в отношении производителей газобетонных блоков Пермского края по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления, поддержания монопольно высокой цены товара.