Помните, в детской сказке говорится, что снесла курочка яичко, да не простое, а золотое.. Похоже, наше сельскохозяйственное ведомство тоже начало производить дорогие яйца.
В наших реалиях существенные повышения цен на тот или иной продукт происходят периодически. За последние несколько лет цены взлетали на гречку, потом на сахар, сейчас на яйца. В качестве оправданий повышения цен ссылаются на санкции, которые, в частности, запрещают поставки на российский рынок некоторых пищевых добавок для несушек и оборудования. Как будто санкции ввели вчера, а не в 2014 году?
По-моему, проблема называется картельный сговор. Причем, перед выборами Президента Российской Федерации. И в этих условиях расследование истинных причин становится просто необходимо. Конечно, после всевозможных проверок силовых структур цены снизятся, но точно не вернутся к прежнему уровню, как это уже было с сахаром и гречкой. Но за неделю–две высоких цен бизнес получит и получил неплохую прибыль на спекулятивных ценах.
Только вопрос в другом – в монополии птицефабрик, которые располагаются вблизи краевых центров и больше похожи на агрогородки. Число их незначительно. Я помню, как работали Родниковская и Яйвинская птицефабрики. Разве понес кто-нибудь наказание за их банкротство? Сослались на законы рынка, нерентабельность продукции, высокие цены на корма и пустили птичье поголовье под нож. Тогда Запад с удовольствием заваливал нас любым сравнительно дешевым мясом птиц – лишь бы дать заработать своим фермерам. Если кто-нибудь начнет загибать пальцы, сколько было в Верхнекамье закрыто сельхозпредприятий, двух рук не хватит. Мы отдали и развалили все, что построили прежние поколения, а существующие фабрики сохранились только благодаря героизму и фанатизму их директоров. В Родниках и Яйве таких героических руководителей не нашлось.
И сегодня зарастающие поля и села со сгнившими фермами говорят о неиспользуемых возможностях развития сельскохозяйственных территорий. Никто не высаживает в больших объемах картофель, рожь, ячмень – из чего можно делать комбикорма, и которые могли бы удешевить производство кур и яиц.
Чтобы гарантированно застраховаться от резкого взлета цен на сельскохозяйственную продукцию, нужно на селе при государственной поддержке на основе государственной формы собственности развивать товарное производство молочно-мясного и зернового профиля. Чтобы у людей была работа, зарплата, социальная инфраструктура, медицина, бесплатная земля под усадьбы и производство, низкое налогообложение, доступное жилье, автомобили.
Сегодня технологии позволяют сделать крестьянский дом комфортным: воду, тепло, энергию можно получать из автономных источников. Не всем нравится жить в городах и не каждый рискнет стать фермером-одиночкой.
Коллективизация в прошлом веке, хотя и была во многом насильственной, но решала задачи трудоустройства, социальной сферы, продовольственной безопасности. Сейчас бы ее сделать на добровольных началах и люди были бы рады иметь работу и жить в селе. Согласитесь, везти картофель и морковь из Польши или Египта при наличии российских бескрайних заросших полей и пока еще работоспособных селян в крупных сельских населенных пунктах просто глупо. Мне рассказывали, что некогда даже существовал особый сорт пыскорской моркови, превосходившей по многим показателям известные российские сорта по вкусовым качествам и устойчивости к длительному хранению. Он утерян безвозвратно.
К сожалению, потеряно много времени, но если ничего не делать для развития товарного производства и села, можно потерять больше. И тогда резко подорожают мясо, овощи. В условиях отсутствия конкуренции монополисты всегда найдут причины поднять цены и на эти продукты.
Владимир ПОТЕХИН