23 февраля – День защитника Отечества
Алексей Анатольевич Якин – известный в Верхнекамье человек: имеет звание подполковника милиции, работал начальником службы криминальной милиции УВД по г. Березники, заместителем главы администрации г. Березники. В 2022 году уволился с муниципальной службы. (На фото крайний слева).
Первая командировка: танкист
25 мая 2022 года, чтобы принять участие в специальной военной операции, Алексей Анатольевич добровольно подписал краткосрочный трехмесячный контракт для прохождения военной службы в составе Вооруженных Сил Российской Федерации.
– Я знал, что там опасно для жизни, могут убить и ранить, на передовой – холодно и сыро, но кто будет воевать, если не я, если не мы. Может, это пафосно звучит, но я так думаю и считаю, – убежден Алексей Анатольевич.
Он быстро адаптировался к боевым условиям – сказывалось милицейское прошлое, в котором случались экстремальные ситуации, опасные для жизни.
26 мая он прибыл на территорию Луганской народной республики, где в то время формировались танковые полки. Там Якин в звании рядового стал заряжающим танка Т-62. Дело в том, что в Вооруженных Силах учитываются только армейские звания. Поэтому, будучи подполковником милиции, Алексей стал рядовым. Весной 2022 года танки сняли с консервации, и к середине лета было сформировано 5 танковых полков. После кратковременного обучения отправились на боевые стрельбы. Стреляли много. По заранее установленным координатам экипажи вели огонь из укрытий. В этом советском танке нет автомата заряжания и поэтому от заряжающего танка требуется хорошее знание тактико-технических данных орудия и боеприпасов, умение готовить их к стрельбе, быстро и сноровисто заряжать орудие. Он также следит за готовностью средств связи и выполняет обязанности наблюдателя в указанном командиром секторе обзора.
3 июля было объявлено о полном освобождении территории Луганщины, и их полк перекинули под Донецк для участия в боях за Марьинку. Но у Якина закончился контракт, и он отбыл домой.
Вторая командировка: стрелок – штурмовик
В очередную командировку на СВО Якин уехал 28 февраля 2023 года. Домой вернулся в октябре.
Воевал в составе 15 самарской мотострелковой бригады. На тот момент ему исполнилось 56 лет, и он был самым возрастным в своем взводе. Получил позывной Бывалый. Сразу попал на первую линию обороны, которая проходила по деревне с малоговорящим названием Ковалевка. На противоположном берегу небольшой речки находились позиции противника.
Ежедневно они подвергались минометному обстрелу: противник разбомбил два наблюдательных поста. Большие проблемы создавали бесшумные минометы, у которых не слышен выход мины. Часто прилетали дроны различных модификаций с боеприпасами. Дроны, квадрокоптеры, всевозможные виды БПЛА меняют тактику боевых действий. Если для пехотинца дрон — это летающий бинокль, то для артиллериста — летающая буссоль и средство поражения. С их помощью можно наводить даже устаревшие системы с большим эллипсом рассеивания. Но, по мнению, военных специалистов, дроны, хоть и меняют тактику ведения боевых действий, не смогут переломить ход сражений. В зоне специальной военной операции по-прежнему доминируют Российские Вооруженные Силы.
Выжить и уничтожить вражеские дроны
Два раза Якина атаковали дроны. Первый раз на переправе над его отделением пролетел дрон, затем вернулся, начал дрейфовать в их сторону. Удалось рассмотреть подцепленные к нему боеприпасы. Когда же дрон стал заходить на них, Якин открыл огонь из автомата. Дрон удалось подбить, он рухнул в камыши.
Однажды Алексей пошел за водой для отделения. В месте, где деревьев было мало, его засек дрон. Пришлось укрыться за одиноким деревом, который хорошо был также виден и оператору летательного аппарата. Якин двигался вокруг дерева в надежде защититься от осколков боеприпаса, а дрон повторял его движения. В какой-то момент он сбросил гранату. К счастью, осколки ушли в дерево, Алексея только оглушило.
Не паниковать, победить страх
Ночью, как вспоминает Алексей Анатольевич, очень досаждали дроны с тепловизорами. Их не видно – только слышно жужжание мотора. Здесь главное – победить страх, не паниковать и не шевелиться, не дать себя обнаружить. В таких случаях Алексей всегда читал молитву, просил Бога о помощи. Может, и жив потому остался, что крест нательный никогда не снимал.
В конце июля Якин в составе штурмового отряда ушел в первый штурм за речку. Им поставили задачу: пройти три километра по лесополосе. Шли очень осторожно. Задачу они выполнили: выбили противника и закрепились на занятых позициях. Несколько дней спали с оружием, в бронежитетах и разгрузках – ждали атак боевиков.
2 августа пошли во второй штурм с задачей отбить у противника 8 километров позиций. Эти бои сопровождались большими потерями. Потери несли и солдаты ВСУ. Некоторые сдавались в плен: их отправляли в тыл, раненых солдат передавали в наши медчасти, убитых – прикапывали землей.
Возможно, можно чудом назвать, что Якин вернулся домой живым и не раненым. Из 95 человек личного состава мобилизованной роты уральцев и сибиряков, в которой служил Алексей Анатольевич, сегодня в живых осталось пятеро.
Я пошел умирать…
Кто-то скажет, что все герои остались в прошлых войнах, но это не так: новое время также щедро раздает позор и награды – кому бесславие, а кому бессмертие.
Он показывает фотографию отделения на отдыхе после первого штурма. Из 7 человек в живых сегодня осталось трое.
Молодой парень из Сибири с позывным Смол с товарищами попал под минометный обстрел, который рядом с линией соприкосновения может начаться в любое время. Двух его сослуживцев убило, ему оторвало руку, тело сильно посекло осколками. Ему хватило сил и мужества подняться, взять в руки автомат, попрощаться с ранеными и сказать:
– Я пошел умирать…
Он пошел на позиции противника – миной его убило.
– Я хочу съездить на родину к парням, рассказать их родным, как они воевали, как жили, как погибли, – говорит Алексей Анатольевич.
Якин и сегодня на связи с однополчанами. И недавно ездил на Донбасс, чтобы доставить гуманитарные грузы для своих сослуживцев.
Заместитель командира по воспитательной работе занес Алексея Анатольевича в наградные листы, представив к медали Суворова, но офицер погиб. Неизвестно, успел ли он передать информацию с личного ноутбука в штаб?
Долг и привилегия для настоящих мужчин – защищать свою страну
Перед самым завершением его командировки бойцы, с которыми он 8 месяцев провел в боях, жил в одном с ними блиндаже, узнали, что Якин имеет звание подполковника милиции и 15 лет отработал на муниципальной должности – заместителем главы городской администрации.
Ему не сразу поверили: чиновники, даже бывшие, не стремятся на передовую. Некоторые из них умеют говорить красивые и громкие слова о патриотизме, Родине, руководят женскими коллективами, в которых их могут безболезненно заменить на время командировки, вполне могли бы доказать свой патриотизм и стать защитниками Отечества на линии огня. Уверен, они нужны фронту для того, чтобы мобилизовать общество на скорейшую победу над противником, чтобы сегодняшние защитники Отечества, находящиеся в окопах, знали, что на фронте и в тылу нет избранных – есть почетный долг и привилегия для настоящих мужчин защищать свою страну.
В октябре у Алексея Анатольевича Якина закончился восьмимесячный контракт, и он выехал из части в Березники.
Владимир ПОТЕХИН