Елена  Викторовна Широкова –  современный пермский художник, мастер пейзажей, натюрмортов, художественного эссе. Все работы художника искренни, эмоциональны, человек и  природа всегда находятся в состоянии гармонии. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть  несколько любых картин Широковой.

В 1995 г. Елена Широкова с отличием закончила музыкально-педагогическое училище по классу фортепиано, поступила  в Пермский педагогический университет на кафедру «Музыка». Музыка и живопись в судьбе Елены Широковой все время были неразлучны. Получив диплом по специальности «музыкант-исполнитель, преподаватель фортепиано», Елена работала в музыкально-педагогическом училище и продолжала заниматься изобразительным искусством.

Мы попросили Елену Викторовну ответить на вопросы нашего издания.

 

О каких пленэрах мечтает художник?

 – Как вы стали художником, когда приняли решение им стать?

– По образованию я музыкант. А с призванием все очень просто: я не могу не писать.

– Как Вы выбираете пейзажи для своих картин?

– Наверное, здесь нужно отметить, что пейзаж для ЭТЮДА и пейзаж для КАРТИНЫ – это разные вещи.  Можно написать с десяток этюдов, а для картины выбрать: с одного этюда – форму облака, с другого цвет и насыщенность неба, с третьего форму дерева и т. д., в зависимости от того, для чего задумана картина и какую идею хочешь воплотить.

Например, год назад задумала большой холст. Одним из фрагментов композиции – тропинка, поднимающаяся в гору. Бродила по полям, лесам, искала подходящие тропинки, писала этюды, но желаемой тропинки пока не получилось.  Наступила осень, сейчас зима. Жду летних дней, чтобы продолжить поиск той тропинки, которая мне нужна для замысла холста. Вот и так бывает.

 Если говорить о поиске мест непосредственно для этюдов, то, конечно, присматриваешься к уголкам природы, города, деревни, отмечаешь,  какая позиция наиболее интересна в плане композиции — это то, что планируешь заранее. А есть еще и такой вариант. Видишь потрясающей красоты рассвет или закат, заснеженную елку и понимаешь, что это через несколько минут закончится и если есть возможность, то хватаешься за краски и пишешь. Есть варианты этюдов-картин в технике «Алла прима»,  т.е. «с первого разу», «сразу». Это – разновидность живописи, позволяющая выполнить картину за один подход.  Иногда в технике «Алла прима» и этюды получаются вполне законченными произведениями.

– Помните ли Вы свою первую  картину, которой остались довольны? Можно ли сегодня  ее  улучшить, если рисовать вновь? Или для художника нельзя войти в одну реку дважды?

– Да, мне было 5 лет.  Мы отдыхали на даче, и я поняла, что очень хочу написать цветущие ирисы и только масляными красками.  До сих пор не могу понять откуда внезапно появились масляные краски в маленьких тюбиках, причем все цвета  и картонка (даже не грунтованная), но материалы оказались у меня в руках и творческий процесс начался.  Следом появилась яблоня в цвету. Эти две первые работы до сих пор бережно хранятся у мамы.

Улучшить эти две работы сейчас? Наверное, нет, да и не к чему. Сейчас я смотрю на них – они такие добрые, наивные, непосредственные, импульсивные. Наверное, для того времени – это и было самое ценное. В творческом пути неоднократно обращалась и к теме ирисов, и цветущих яблонь и на каждом этапе это уже новые ощущения, эмоции,  переживания и, соответственно, новые работы. Поэтому в одну реку нельзя зайти дважды, да и незачем. Можно зайти в этом же месте, в эти же берега,  но уже с другим видением мира (на каждом этапе), с другим наполнением и соответственно те же ирисы останутся ирисами, но их подача и эмоции будут другими.  Я считаю, что этим и ценно искусство, что оно не застывает на месте, а если растешь, учишься, впитываешь и изменяешься, то оно  позволяет очень чутко улавливать и фиксировать  эти изменения. Каким-то чудесным образом все, что находится внутри человека-художника (причем любого) видно на холсте с его работами, а «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой», писал еще  М. И. Глинка.


О каких пленэрах мечтаете? Есть ли картина – цель?

– Мечтаю о далеких выездных пленэрах. Соловки, севера Пермского края, Крым.  На каждом этапе – своя цель. Пока это большой холст, с той самой тропинкой, о которой рассказывала выше. Замысел пока раскрывать не буду.

О технике рисования

– Довольны ли Вы исполнением картин, колоритностью?

– Если ты чем-то доволен, то практически находишься в тупике, конечной станции и остановился. Искусство – это бесконечное изучение, поиск, исправление, дополнение, углубление, изменение. Бывают моменты, когда ты радуешься, что получилось, удалось и это отмечают профессионалы, мнение, которых для тебя очень значимо и важно.  Вот в эти моменты вдохновляешься, расправляешь крылья и двигаешься дальше. А вообще искусство – это бесконечный труд и поиск  24*7.

– Как называется Ваша техника рисования?

– Я закончила Пермский Государственный педагогический университет. Кафедра Музыки. По специальности я педагог, музыкант исполнитель. В области живописи и рисунка  – в детские годы это была детская художественная школа, а параллельно с университетом –  вечернее отделение (для взрослых) этой же школы.

Определить  технику рисования – сложно. До сегодняшнего дня, я считаю, что собственный стиль не сформирован и идет поиск. Вообще, наверное, тяготение к реализму.  Если вспоминать первые осознанные серии работ – «Музыка серия «Звучание»   (2005-2006 гг.) – то  они были исполнены в авторской технике. Именно эти работы приняли участие в Арт салоне г. Перми (2006г), персональной выставке в Пермском театре оперы и балета 2007 год.  Эти работы («Фортепиано», «Орган», «Скрипка», «Вальс», «Испанская мозаика», «Импровизация Лучше гор» –  были отмечены и нашли широкий отклик у зрителя. Все они сейчас находятся в частных коллекциях в России и за ее пределами.

– Выставлялись ли работы в Перми или других площадках?

Да, и не только в Перми, но и в Пермском крае. В Перми – это помещения общественных центров. Например, в ТОС «Центроград» Свердловского района ежегодно проводятся  мои выставки. И они стали для меня своего рода отчетным и итоговым мероприятием года. Когда видишь свои работы в одном месте и в одно время – это немного другое воздействие. Можно наглядно оценить и проанализировать путь. Достижения, находки, ошибки. Я очень благодарна председателям ТОСов «Центроград» и «Сибирский», а именно Юдиной Наталии Геннадьевне и Сарамбайкиной Римме Евгеньевне за такую возможность. 

– Являетесь ли членом Союза художников?

– Нет. Не считаю это самоцелью.

Есть ли энергетика в картинах?

– Должен ли художник учиться, перенимать лучшее от коллег и мастеров?

– Обязательно. От простого изучения и «насматривания» материала до практики копирования.  Последние несколько лет я взяла за правило – в день отсматривать не менее 100 работ любого автора (спасибо Интернету) и убедилась, что при накоплении  зрительного материала в последствии сознание открывает тебе новые возможности, своего рода подсознательная рефлексия.

– Должны ли картины обладать энергетикой? Почему одни работы   у художников вызывают приятные ассоциации, можно долго смотреть на картины, другие не запоминаются?

– Я считаю, что самое великое достижение в искусстве – сподвигнуть другого человека созидать. По большому счету это и есть тот самый энергетический посыл от твоего произведения. Для меня энергия материальна и сколько ее было вложено в работу –  отдача пропорциональна. Немаловажно качество этой энергетики, поэтому: «Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может быть значительным художником» – Лев Николаевич Толстой.

– Кто из художников-классиков и современных мастеров значим и любим вами?

– В разные периоды значимость великих мастеров вообще как-то меняется. Для меня это всегда по принципу – чему можно научиться (какие задачи стоят сейчас) и чье творчество вдохновляет в конкретный момент. Бесконечно восхищаюсь творчеством Ван Гога. Его книгу «Письма к брату Тео» перечитываю постоянно. Коровин, Крамской, Нестеров, Вермеер, Стажаров, Рылов, Левитан, перечислять можно до бесконечности. Постоянно отслеживаю творчество современных и молодых художников.  И, конечно же, наш земляк – народный художник СССР Е.Н.Широков. Так случилось, что я стала непосредственным участником проекта «Наследие Мастера» фонда «Поколение» и была привлечена к работе по сбору, упаковке, транспортировке, формированию экспозиций выставок в различных музеях Пермского края. Прямое соприкосновение с работами Мастера – это непередаваемые ощущения и эмоции, и колоссальный заряд для дальнейшего творчества!!!

Беседовал Владимир ПОТЕХИН

Обратите внимание!

Заказать или приобрести понравившуюся картину можно по контактному телефону Елены Широковой – 8 999 126 07 78

Часть фотографий  картин можно посмотреть ВКонтакте Владимира Потехина https://vk.com/id286662187