8 июня 2023 года 38-летний мастер электроремонтного цеха березниковского филиала  «Азот» АО «ОХК «Уралхим» Вячеслав Викторович Токарь добровольцем отправился воевать в зону специальной военной операции.

Без связи молчат пушки

– Если наших начинают притеснять, им нужно помогать, – так объяснил свое решение Вячеслав заключить контракт с Министерством обороны  для прохождения службы в добровольческом формировании.  

Как охотник, Вячеслав умеет обращаться с оружием, и был уверен, что станет стрелком, но судьбу на фронте не выбирают и приказы не обсуждают. Возможно, командир решил, что его гражданская профессия близка к  специальности связиста, и  Вячеслав стал связистом 14 добровольческого батальона «Барс».

Вероятно, кто-то подумает, что  связист в классическом понимании с катушкой и эбонитовым полевым телефонным аппаратом давно исчез в войсках: их заменили профи с современными цифровыми  защищенными средствами связи. Отчасти, это верно, но в полевых условиях, когда  из-за перепадов  рельефа местности, сигнал нестабилен,  проводная  связь вновь востребована.  Она обладает целым рядом преимуществ: нет помех, нельзя выявить активность переговоров, а при применении шифраторов невозможно прослушивание.

Еще на учебном полигоне, когда приходилось постоянно носить оружие, боеприпасы и бронежилет весом восемь килограммов, их предупреждали, чтобы бронник не снимали – когда-нибудь он спасет жизнь. Прошли дни тренировок – тело привыкло к тяжести, руки  –  к автомату.

Страх нужно преодолеть

Работать пришлось на линии Сватово-Кременная. Очень скоро Вячеслав убедился, что специальность связиста не менее рискованна, чем у любого другого бойца на линии соприкосновения.

– Я испытывал огромное  чувство ответственности из-за возложенных на  меня  обязательств обеспечить ребят связью. Стабильная связь придает уверенность и спокойствие бойцам и командирам, так как позволяет оперативно решать необходимые вопросы, – рассказывает Вячеслав.  Как только стихал обстрел,   выходил на линию.

 Если нет связи – ни артиллерия, ни минометчики не получают координат целеуказания  из штаба и не могут вести огонь. А молчание минометов не способствует успеху. Поэтому, если противник видит связистов, он стремится поразить их во что бы то ни стало.

Работе мешали вражеские дроны. Однажды в поле, когда он вышел на восстановление связи,  оператор дрона, возможно,  увидел его. Дрон активно перемещался над полем,  несколько раз зависал  рядом. Пришлось лечь  в  камыши и  больше часа лежать не шевелясь. Спасение от беспилотников  в светлое время суток –  в неподвижности и маскировке.

– Я лежал лицом в траве: автомат и телефон под собой. Слышал, как они зависали надо мной. Скорее всего, занимались разведкой или наводили миномёты, потому что мины надо мной пролетали  в сторону наших позиций. Когда лежишь в голом поле без каких либо естественных укрытий ям, холмиков или деревьев,  понимаешь, что если дрон спустится низко, то он тебя заметит, – вспоминает Вячеслав.

– Очень неприятные ощущения. И встать нельзя – сразу сбросят боеприпас или дадут координаты минометчикам.  В такой ситуации нельзя паниковать.

По-мнению Вячеслава, паника и безрассудство  больше губит людей, чем снайперы и дроны. Поддаваясь страху, человек умирает внутренне – перестает думать, не следит за собой. Бойся – не бойся, а поставленную задачу выполнить нужно. Страшно всем, но страх нужно преодолеть. И тогда воевать станет легче, воспоминания о доме и надёжные боевые товарищи порождают уверенность в победе и возвращении.

Даже животные тянутся к уверенным людям. В их блиндаже поселился котенок Маня – гроза мышей. Бойцы его сразу признали за своего и называли «младший сержант тискательных войск». Всем хотелось его потискать и погладить. Он напоминал о домашней обстановке  и уюте.

Восстановил связь под минометным огнем

12 октября 2023 года Вячеслава ранило кассетной миной. В этот день была прервана связь минометчиков со штабом. В месте обрыва линии дроны зафиксировали активность, потому что ранее в этом районе работала группа военнослужащих, занимавшихся эвакуацией  погибших. Дроны вызвали огонь минометов. Вячеслав  искал обрыв под обстрелом. Сначала – затих. Потом решил продолжить искать обрыв провода, потому что без координат нельзя было подавить огонь чужой батареи.  Обстрел был плотным – он  пытался по звуку выстрела миномета определить место попадания мины и работал в интервале после разрыва мины и следующим выстрелом. Коварство кассетной мины в том, что поражающие элементы кассетного боеприпаса малы и их большое количество образует плотное осколочное поле. Взорвавшись в воздухе, осколки  кассеты гарантировано поражают незащищенных людей на определенной территории.

Связь Вячеслав восстановил.  Наши открыли ответный огонь. Но после очередного взрыва мины, он почувствовал боль в плечах и ноге.  Бронежилет и каска спасли жизнь Вячеслава –  они приняли на себя осколки кассетной мины. Крикнул напарнику, что ранен. Во время  обработки ран потерял сознание. В госпитале сделали несколько операций, но решили микроосколки мины не удалять, функционально они не мешают. Сегодня Вячеслав живет и работает с 11 осколками в теле.

За эту работу  –  восстановление связи в боевых условиях  под огнем противника – в период наступления наших войск и контрнаступления войск противника – Вячеслава Викторовича Токаря представили к правительственной награде – ордену Мужества.  Награду Вячеславу вручил  глава г. Березники  Алексей Алексеевич Казаченко.

Владимир Потехин

 

 

На фото: связист 14 добровольческого батальона  «Барс» Вячеслав Токарь;

присяга на верность Российской Федерации;

удостоверение к нагрудному знаку 14 добровольческого батальона  «Барс;

связисты за работой;

фото на память за три минуты до атаки дронов;

в блиндаже;

котенок Маня – младший сержант «тискательных войск».