В подростковой криминальной среде, где еще не разочаровались в тюремной романтике, принято считать, что чем жестче, кровавее преступление, тем тверже характер преступников. А как же иначе? Чтобы убить нескольких человек, нужно обладать, как минимум, безжалостным характером, расчетливым умом, волей. Практика же сотрудников уголовного розыска говорит об обратном: убийцы – люди истеричные, малокультурные, не имеющие в жизни настоящих привязанностей, всегда готовые к предательству подельников и родственников. Тюрьма для таких людей – закономерный итог их короткой жизни.
Убили из-за мешка сахара?
Когда Тамара Шахтарина вошла в дом своих знакомых-пенсионеров, она едва не упала в обморок от увиденного. В одной из комнат лежала хозяйка дома – 78-летняя Мария Соколова. Экспертиза установила, что пенсионерке нанесли более 20 ударов ножом. Убийца бегал за беззащитной жертвой и, упиваясь от безнаказанности, раз за разом втыкал нож в тело.
Ящики из серванта были выдвинуты – их содержимое выброшено на пол, одежда, посуда, документы разбросаны по дому. Очевидно, преступники искали деньги или ценные вещи. Всюду – следы крови.
В сенях обнаружили труп хозяина дома – пенсионера Степана Соколова. Возможно, мужчина убежал от убийцы, чтобы взять топор для защиты, но найти его не хватило ни времени, ни сил, ни жизни.
Судя по тому, что убийцы из дома взяли мешок сахара и продукты – мы предположили, что имеем дело с опустившимися людьми, зависимыми от алкоголя или наркотических веществ. Как известно, значительная часть граждан, систематически употребляющих спиртное и наркотики, начинает быстро деградировать: человек становится раздражительным, агрессивным, мелочным, ему свойственны резкие перепады настроения. Пьяниц не интересует ничего кроме выпивки. Богатый на благородные чувства и человеческие поступки мир – умирает для них. Ради получения очередной дозы алкоголя, они выносят из дома ценные вещи, идут на кражи и тяжкие преступления.
Флирт среди покойников
Мы опросили соседей. К сожалению, никто не слышал криков, но днем видели пенсионеров возле своего дома.
Я обычно говорил своим сотрудникам:
– Улики и свидетели есть всегда, нужно уметь их увидеть и найти.
Нам удалось выяснить день и время убийства – примерно с 23.00. до часу ночи. В рамках оперативно-следственных мероприятий отправили запрос на детализацию входящих и исходящих звонков с домашнего телефонного номера Соколовых. И этот рутинный запрос принес результат: как оказалось, в день убийства с телефона звонили только один раз, около полуночи, что совпадало с временем преступления.
Один из подельников убийцы ночью позвонил подруге. Говорили они на разные легкомысленные темы: кто-что делает, какой фильм она смотрит по телевизору, найдется ли у нее время для встречи «завтра»? Нормальному человеку трудно представить как, в залитом кровью доме, среди еще не остывших трупов, сообщник преступления мог жеманничать с молодой женщиной.
Психологи еще долго не поймут, какие процессы протекают в мозгу преступника во время немотивированного убийства? По-моему, время интеллектуальных убийц типа героя романа Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова, безвозвратно прошло. Теперь убивают, не думая, не испытывая даже запоздалой жалости и сочувствия к жертвам. Возможно, тип такого убийцы – продукт 90-х и нулевых годов, когда насилие на экранах телевизоров было обыденным, а главное, безнаказанным. Герои фильмов, расстреляв в людей весь свой боезапас, легко уходили от наказания. Да, и сегодня, в компьютерных играх ребенок или подросток, только за один час игры уничтожит не одну сотню виртуальных врагов: из винтовки, пистолета или с помощью ножа. Задумайтесь, наши дети каждый день, пусть виртуально, но совершают убийства. Абсолютно уверен, когда-нибудь в своем развитии общество неизбежно встанет перед выбором – жесткой цензуры игр и фильмов с демонстрацией сцен виртуального насилия.
Узнав, что ее телефонный собеседник мог быть причастен к убийству пожилых людей, девушка не стала покрывать своего знакомого – назвала его адрес. Михаила – этого молодого человека нашли не сразу. Дома он не ночевал: менял «лежки», словом, «шифровался» как мог. И, как любой пьяница, делал это плохо – взять его не составило труда.
Это только в художественных фильмах показывают, как подельники защищают друг друга, берут на себя вину. В реальности все проще. Каждый из них готов сдать друга в надежде скостить хотя бы год из срока. Михаил только казался брутальным молодым человеком, но не терпел, когда с ним разговаривали на повышенных тонах. Он сразу назвал сообщников, в том числе и того, кто убил стариков – своего друга Василия
Убийца поклялся найти убийцу
Василий приходился дальним внучатым племянником Соколовых. Поэтому они и впустили ночью в дом Василия и его подвыпившую компанию. Зашли, поздоровались, попросили денег на спиртное. Старики отказали. Почему-то считается, что у пенсионеров всегда есть свободные средства, но большинство наших пенсионеров получают скромную пенсию, которой едва хватает, чтобы покрыть текущие расходы и оплатить тарифы. Кроме того, они еще материально помогают детям и внукам. Василий оскорбился отказом: сходил на кухню за ножом и ударил им хозяйку. Возможно, затем в его неразвитом мозгу промелькнула мысль, что раненая женщина может заявить на него в полицию и – тогда срок. Значит, ее нужно убрать. Он ударил ее еще несколько раз, затем – мужа, бросившегося на выручку жене. Хозяин убежал в сени, он догнал мужчину и убил.
Через день состоялись похороны стариков. Василий со скорбным видом нес гроб, венки, попросил слово на похоронах и перед гробами зарезанных им бабушки и дедушки, прослезившись, рассказал, как уважительно относился к деду Степе и бабушке Маше и, что он обязательно найдет того, кто убил дорогих ему родственников. Как крокодил терзает свою жертву, разрывая плоть на части, при этом выделяя из слезных проток избыточную жидкость, похожую на слезы, так и Вася после убийств, имитировал сочувствие. Возможно, он считал, что, разыграв нехитрый спектакль перед своими родственниками, он обеспечил себе что-то вроде алиби: сотрудники полиции должны понять, что такой чуткий племянник убивать своих родственников не будет.
На допросах все дали правдивые показания.
– Не, мы ни к каким Соколовым не заходили, я под этим делом не подписываюсь, – говорил Вася.
– Откуда в таком случае на месте преступления взялись отпечатки пальцев вашей компании и твои в том числе? – резонно спрашивал оперативник.
Отпечатки пальцев, оставленные на месте преступления – это серьезная улика. Может, и не убивал, но в преступлении участвовал.
К сожалению, жизнь человека скоротечна. Да, к тому же зависима от множества факторов, в том числе и криминальных. Будь у структур МВД полная дактилоскопическая база населения, многие преступления раскрывались бы в короткие сроки. Но пока общество не готово морально к тотальной дактилоскопии.
Сообщник Васи сознался в соучастии, а затем сообщил, что его друг убил еще двух человек.
Оказывается, полгода назад в одном из домов в районе второго универсама он задушил 80- летнюю женщину и ее сына-инвалида. Когда в квартире живут опустившиеся люди, большой риск быть убитым. Ценность их жизни для преступников измеряется спиртным или дозой наркотиков.
Наказание
Суд приговорил Василия к 22 годам лишения свободы. Его подельники получили от 6 до 8 лет. Может показаться, что за четыре убийства можно было бы приговорить и к пожизненному сроку. Но никто еще не видел человека, вернувшегося измест заключения через 22 года. Шансов дожить до конца срока у них мало: или умирают в камере от сердечных болезней или сходят с ума от одиночества – расплата за содеянное.
Радислав НУРИАХМЕТОВ,
Начальник Березниковского уголовного розыска (1993-2000гг.).
Имена и фамилии в публикации вымышлены.
Любые совпадения случайны