Нам важно постоянно достигать цели: прокачать немецкий до уровня «понял кино», победить в конкурсе макраме или стать эльфом 80 левела. Но детям, оказывается, не всегда очевидно, что они что-то прокачивают, пока шепчутся с соседом на уроках. Много лет они отдают сидению за партой, а судить о своём успехе могут по скупой фразе учительницы: «Фауна лесостепей у тебя — на четвёрочку».

  1. Ставьте ребёнку понятные цели (выучить таблицу Менделеева или все океаны и материки)

 

В массовой школе для «среднего ученика» цель — перейти в 5 класс и носить гордое звание «ученика 5 класса средней школы такой-то» — казалась неплохой. Потому что альтернатива остаться на второй год и стать ходячим позором никого не вдохновляла. Сегодня массовости поубавилось. Один и тот же пятиклассник может учиться в суровой гимназии-интернате, где его кормят латынью и высшей математикой, другой — отсиживать редкие уроки в дворовой школе, где классный руководитель меняется раз в три месяца.

Класс как ступенька к прекрасному будущему никак не работает показателем. Впрочем, как и оценки. Некоторые дети после полугода в англоязычной стране возвращаются в школу и тут же хватают двойку по английскому «за оформление». Другие — умеют прилежно кивать и ходят с четвёркой по предмету, о котором не имеют ни малейшего представления.

  1. Объясните ребёнку, на каком он сейчас этапе (знает Менделеева, но ещё путает калий и кальций)

 

Детей трудно заинтриговать объяснением, как всё это пригодится через несколько лет, когда задачи по физике будут про атомы, а это придаст им остроты. Никто в такое не поверит!

Место параграфа в общей картине всегда можно было отследить, открыв оглавление учебника: «Ага, мы начали с клеточного строения листа, значит до пестиков и тычинок дойдём уже через месяц!». Но сегодня образование чаще транслируется через мобильные экраны, странные комиксы и даже научные шоу на детских праздниках. Почему бы и нет, но многое остаётся непонятным: вот этот взрыв, который ребёнок пытается вторую неделю повторить в домашних условиях, какие у него последствия для науки?

Ещё лучше, чем в оглавлении советских учебников, система знаний показана в компьютерных играх: сначала добыча руды, потом постройка кузницы и только потом у тебя появляются железные доспехи. Так же и родители могут иногда приоткрыть всю картину целиком: «Да, фонетика — печальная вещь. Но после звуков есть шанс перейти к словам, а оттуда — к предложениям и даже текстам».

 

  1. Нарисуйте на бумаге весь процесс обучения: цели, достижения и успехи ребёнка

 

Современный мир повёрнут на визуальной культуре, стремится всё упаковать в красивую картинку. Учебные задачи могут выглядеть интереснее всяких мультфильмов. Раз папа схватил маркер и чертит ментальную карту будущих умений сына или дочери — значит, всё не зря. На ватмане обозначают цели, рисуют стрелочки, и сразу видно, как задачка про наклонные поверхности может помочь в изготовлении машины Голдберга, о которой грезит ребёнок.

 

 

  1. Давайте ребёнку обратную связь («Ура, 72% правильных ответов!»)

 

Многие родители, начитавшись о вреде оценок и внешней мотивации, боятся сказать лишнего и только смотрят с грустным лицом в детские тетрадки. Сказать, что всё ужасно, — демотивация, говорить «Молодец, смешной почерк» — незачем.

Если оценить сложно, введите разные параметры, хотя бы один должен быть утешительным: правильность решения, аккуратность, умение намалевать букашек на полях… А шкала — не от двойки до пятёрки, а в процентах. Например: «Ты сегодня очень постарался — 66% правильных ответов! Давай искать, где ошибка». И пусть там было всего три примера, 66% звучит солидно.

Неправильно, если в процессе учёбы возникает ощущение бессмысленности своих усилий или их незначительности. И, кажется, только мы можем помочь ребёнку испытывать от работы другие, более радостные чувства.

Инна Прибора

Mel.fm