Вал санкционных законопроектов, внесенных сенаторами и конгрессменами США только в начале 2022 года на фоне развернувшейся в Америке истерии вокруг якобы неминуемой агрессии России против Украины, требует более обстоятельной инвентаризации всего спектра американских расчетов и исходных посылок, положенных в основу использования экономического давления как инструмента американской внешней политики, ныне превращенного едва ли не в разновидность стратегического наступательного вооружения.

В этом плане большего внимания заслуживает обширный законопроект сенатора-демократа, председателя сенатского комитета по иностранным делам Роберта Менендеса, поддержанный и администрацией Джо Байдена, который, возможно, является омегой восьмилетнего санкционного давления США на Россию.

В преамбуле прямо говорится о том, что экономические и финансовые санкции, используемые как часть скоординированной и целенаправленной политики, являются мощным инструментом продвижения интересов американской внешней политики и национальной безопасности. То есть собственно к экономике и финансовой системе России санкции имеют опосредованное отношение. Далее прямо декларируется, что целью этой политики по отношению к РФ является содействие операционной взаимосвязи Украины и сил НАТО, а также противодействие требованиям руководства Российской Федерации о не расширении НАТО. Иными словами, санкции предположительно будут введены для того, чтобы ускорить и облегчить прием Украины в члены блока. Поскольку соавторами законопроекта являются все видные сенаторы-демократы, то очевидно – никаких переговоров о возможной дальнейшей экспансии Североатлантического альянса администрация Байдена вести не собирается и не будет.

Законопроект имеет три составных компонента. В первом разделе говорится о том, что США будут оказывать всяческое содействие модернизации вооруженных сил Украины, поставляя как летальные, так и нелетальные виды вооружения, осуществлять программы военной подготовки и инструктажа, имея в виду также цель приблизить украинские вооруженные силы к стандартам НАТО. При этом Штаты рассчитывают на содействие других членов альянса в усилении военной мощи Киева. На военную помощь только в 2022 финансовом году, заканчивающемся 30 сентября, США готовы выделить максимально до полумиллиарда долларов. Помимо этого, в случае необходимости американцы будут готовы распространить на Украину программы выдачи займов, которые дадут Киеву возможность закупать те виды вооружений и боеприпасов, которые сочтет необходимым украинское военное руководство.

Во втором разделе достаточно подробно освещается стратегия информационной войны против России, которая, как и в годы холодной войны, будет вестись медийными центрами «Радио Свобода» и «Радио Свободная Европа», они будут активно вещать не только на Украину, но и на Россию. С этой целью для их финансирования в 2022 году предусматривается выделение 155,5 миллиона долларов. Помимо этого, в законопроекте идет речь о финансировании информационных сетей, ориентированных на русскоязычное население Украины и прилегающих к ней областей России.

Одновременно законопроект предусматривает усиление сотрудничества Брюсселя и Киева в сфере кибербезопасности, поскольку «российская агрессия» распространяется и на украинское киберпространство. Важной частью законопроекта является и оценка разведывательным сообществом США деятельности российских спецслужб по внутриполитической дестабилизации Украины. Иными словами, отныне даже официально в Вашингтоне, по-видимому, исходя из своего опыта, считают все майданы не проявлением воли социально и политически ущемленного населения, а следствием внешнего вмешательства. В развитие этого подхода законопроект предусматривает увеличение всех видов помощи как военной, так и экономической, трем прибалтийским республикам для предотвращения возможной агрессии РФ против этих членов НАТО. В тексте прямо говорится, что между экспертами Штатов, Литвы, Латвии и Эстонии должен иметь место постоянный диалог по вопросам гибридной войны, кибербезопасности, экономической экспансии и прямых иностранных инвестиций. Иными словами, американцы планируют превратить территорию Прибалтики в активный антироссийский плацдарм по аналогии с Украиной.

В этом же разделе содержится директивное указание разведсообществу США и Госдепу начать сбор информации в деловых кругах о финансовом состоянии российского президента, его родственников и ближайшего окружения на предмет возможного введения против них политических и экономических санкций. При этом большая часть информации, полученная по этой линии, должна публиковаться в СМИ.

Отдельный параграф раздела можно истолковать таким образом, что с территории Украины будут активно проводиться операции для дестабилизации Крыма.

И наконец, только третий, последний раздел содержит перечень собственно экономических санкций, хотя и он начинается с необходимости введения проскрипций против высшего руководства РФ, включая председателя правительства и министра иностранных дел. В законопроекте содержится перечень 12 ведущих банков РФ, в отношении которых должны быть введены санкции, а также список горнодобывающих и сырьевых отраслей экономики, подпадающих под санкции. Помимо этого, по представлении президента США в круг подобного рода сфер может быть включена любая другая ветвь российской экономики, а также не менее 10 государственных предприятий РФ. Законопроект подтверждает приверженность США противодействию вводу в эксплуатацию газопровода «Северный поток-2», а также санкции в отношении операций с российскими государственными ценными бумагами. Все экономические проскрипции вводятся под предлогом «обеспечения интересов национальной безопасности США».

Как подчеркнул в своей речи в сенате автор законопроекта Менендес, основное назначение экономических санкций состоит в том, чтобы отсечь Россию от международной финансовой системы. Получивший в наших СМИ хождение тезис о том, что предлагаемые санкции нацелены на отключение России от платежной системы SWIFT, исходит, по-видимому, из представлений, что речь идет исключительно об экономических санкциях в их максимально жесткой редакции.

На самом деле «санкции из ада» являются не чем иным, как формой объявления России масштабной экономической войны, целью которой является не нанесение максимально возможного ущерба, а именно разгром ее экономической системы как таковой.

В этом плане стоит провести определенную параллель между Законом о национальной безопасности США 1947 года, который в Америке нередко называют «законом о холодной войне», и законопроектом Менендеса, которому готовится функциональная роль «закона о холодной войне 2.0». В какой степени в условиях современной глобализации возможно «отключение» России от системы мировых экономических связей – это отдельный вопрос, учитывая факт прогрессирующего ослабления позиций США в мировой экономике и возникновения мировых геоэкономических центров, главным из которых является Индо-Тихоокеанский. Однако объявление России новой холодной войны представляется достаточно сложным исходя даже из внутриполитических американских соображений. Начиная первую холодную войну во второй половине 40-х годов, США действовали с позиции силы. В настоящее время она будет объявлена с позиции слабости.

Та война имела своей целью решить дилемму «пушек и масла» однозначно в пользу пушек за счет масла. В настоящее время ориентированная на поддержку Демпартии США политическая и финансовая элита Америки подписалась на такое деление фактически не растущего экономического пирога Штатов, при котором отсечение американского общества от «социального масла» представляет собой внутриэкономическую красную черту, за пересечение которой придется заплатить колоссальную политическую цену, по крайней мере американским демократам. Собственно говоря, они уже и начали ее платить, поспешно бежав с афганского поля боя….