По информации «Автостата», личный транспорт за семь лет подорожал примерно на 80%. За 2021 год цены на авто разогнались с 1,5 млн рублей практически до 2 млн рублей.

Как изменился авторынок в 2021 году

Дефицит новых автомобилей в 2021 году связывают с нехваткой микрочипов. Он возник на мировом рынке из-за вынужденного локдауна. Чтобы ситуация изменилась, перелом необходим в микроэлектронике. Инженеры из этой области не справляются с возросшими запросами.

Каждый автомобиль обладает своей операционной системой, которая состоит из десятка микрочипов. На разработку одного из них может уйти до пяти лет, прежде чем он попадет в производство. Микроэлектроника не успевает за ростом потребностей авторынка, поэтому иномарки оснащены электронными компонентами устаревших технологий.

Рост цен на новые машины повлиял на стоимость подержанных авто. Граждане активно рассматривали вторичный рынок. В декабре 2021 года средняя цена за автомобиль с пробегом составляла около 940 тысяч рублей. Это на 5% больше, чем в ноябре, по данным РИА «Новости».

Впрочем, часть экспертов утверждает, что степень дефицита определена неверно. Производители и дилеры используют это, чтобы повысить ценник и таким образом вернуть убытки за простой во время локдауна.

В любом случае рост цен на подержанный личный транспорт во всем мире колоссальный. Машины с пробегом в ноябре 2021 года на аукционе Manheim (самый старый аукцион по продаже автомобилей в мире) подорожали на 44% по сравнению с таким же периодом годом ранее.

Российские марки

Самой доступной и популярной моделью остается по-прежнему LADA Granta. В январе 2012 года она стоила 229 тысяч рублей, в декабре 2021-го – 587 900 рублей. Но это рекомендованная розничная стоимость из прайс-листа производителя. Дилеры же продают модели дороже: наценки на некоторые модели могут достигать 1 млн рублей.

В 2021 году цены на «Гранту» менялись около семи раз. Например, классическая «Гранта» на механике стоит от 587 900 рублей, а марка с автоматом и медиасистемой Enjoy стоит около 860 тысяч рублей.

В 2021 году АвтоВАЗ продал 350 714 автомобилей LADA. Это на 2,1% больше, чем по итогам 2020 года. Самые востребованные модели, Vesta и Granta, поднялись на первое и второе места в рейтинге продаж российского автомобильного рынка.

Китайские марки

Динамичные продажи показывают китайские бренды. Заводы из Поднебесной запускают новые марки авто, пользуясь стагнацией в мировом автопроме. Они меньше зависят от поставок электронных чипов.

Китайские автомобили покоряют российский рынок

Профессионалы авторынка считают, что заслуга китайского производителя – в удачно подобранном кузове. Их внедорожники выбирают более 50% россиян. К 2021 году в России реализовано 7% китайских авто от общего объема проданных машин, и продажи продолжают расти.

Объемы продаж сравниваются с Mitsubishi и Mazda. Конечно, дилеры автозаводов из Поднебесной также делают наценку, но она не такая высокая, как у корейских брендов.

Прогноз цен на 2022 год

Какими будут цены на автомобили в 2022 году в России? Этим вопросом задаются автолюбители, отложившие покупку с 2021 года. Глава Минпромторга Денис Мантуров рассказал РИА «Новости», что в министерстве ожидают замедление роста цен на машины. Дефицит легковых автомобилей из-за поставок чипов все-таки сохранится.

Эксперты, ссылаясь на прогнозы основных производителей, отмечают, что нехватка автомобилей останется до середины 2022 года. А значит, дилерские центры продолжат увеличивать ценник на авто.

Но даже после стабилизации ситуации у производителей вряд ли можно ожидать, что цены снизятся. Заводы не могут напрямую повлиять на цены, которые устанавливают автодилеры, дилерам же нет резона продавать дешевле, если спрос есть и при таких взвинченных ценах.

Белорусские дилеры

В попытке сэкономить россияне отправляются даже в Беларусь. Дилерские центры этой страны продают автомобили по рекомендованной заводом цене и не накручивают ее настолько, как в России.

Приобретение автомобиля напрямую в белорусских автосалонах часто заканчивается неудачей. По договоренности с российскими дилерами в Беларуси отказываются продавать по российским паспортам. Запреты на продажу некоторых авто действуют более полугода. Напрямую продавать авто отказались в салонах Renault, Volkswagen и Kia.

Будущее за электрокаром

Продажи электромобилей выросли в 3,1 раза по сравнению с 2021 годом. Спрос на них увеличивается уже пятый год, но ранее россияне покупали меньше тысячи электрокаров в год. В 2021 году было продано 2254 электромобилей.

Электрокар Tesla выбрали 736 россиян, это почти треть от продаж всех электромобилей. Интерес граждан к этому бренду растет, в то время как официально Tesla так и не появилась в России. Хотя представительство компании Илона Маска было открыто даже в Турции.

Электрические авто Porsche выбрал 581 россиянин. Спрос увеличился за год в 6,4 раза. На третьем месте – Audi. Компания продала в России 387 электромобилей с ростом в 2,9 раза.

До массового перехода на электрокары в России далеко. Этот транспорт некомфортен для дальних поездок в стране, где редко встретишь электрозаправку. Электрокары выбирают жители крупных городов с удобной сетью зарядных станций и льготными парковками в центре города.

 Екатерина Харитонова

Sovcombank.ru