Просветительский проект «Классики литературы о Вере Надежде Любви». По благословению Московского Патриархата.

На вопросы главного редактора издания «Медиакоммуникации Прикамья» Владимира Потехина отвечает Иеромонах Макарий, бакалавр богословия, настоятель храма в честь Иваново-Вознесенских святых.

Отец, Макарий, в  стихотворении  Омар Хайяма есть такие строчки:

Если бы мне всемогущество было дано

Я бы небо такое низринул давно

И воздвиг бы другое, разумное небо

Чтобы только достойных любило оно.

–  Почему одни, добрые и отзывчивые люди, всю жизнь страдают под грузом жизненных проблем? Другие, пребывая в материальном  достатке, имея целый  комплекс отрицательных человеческих качеств, преуспевают. Неужели их отрицательные поступки угодны Богу? Почему так несправедливо устроен мир? Разве добрые люди не должны жить в достатке и благополучии?

Омар Хайям – коллективный автор?

Перейти от Пушкина к Омар Хайяму – это как выйти из знакомой гавани в открытое неведомое море! Начнем с того, что жил он тысячу лет тому назад, и далеко не всё из его жизни и творческого наследия нам сегодня известно… Известны его работы по алгебре: мусульманский Восток в те века был несравненно выше христианской Европы в сфере научного знания и культуры в целом; само слово алгебра – арабского происхождения. Известны и его замечательные афоризмы-четверостишия, но тут возникает ряд недоумений.

Во-первых, авторских прав тогда не знали, причем обычай был не присваивать себе чужие сочинения (как это бывает нынче), а наоборот, подписывать свои труды чужими именами, знаменитыми и древними. Так, по некоторым оценкам, из всех стихотворений, приписываемых Омар Хайяму, лишь десятая часть в действительности вышла из-под его пера, прочее же принадлежит подражателям, независимым мыслителям, а то и пародистам…

Не менее существенно, что писал он по-арабски, хоть родом был из Персии: арабский язык был языком мировой культуры того времени. Но стихотворные переводы, тем более с древнего семитского языка, отнюдь не отличаются точностью передачи смысла! Так что есть основания отнестись к этим строчкам – как и к многому другому, на чем стоит подпись Омар Хайяма, особенно в части дифирамбов алкоголю (еще одно арабское слово!) –  cum grano salis: латынь большинству из нас всё же ближе арабского…

Достойных людей очень мало…

Но, так или иначе, надо приглядеться к достойным и недостойным. Есть такой канонический церковный документ, «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».  Там в самом начале прямо сказано: «…К образу Божию в Православии возводится неотъемлемое, онтологическое достоинство каждой человеческой личности, ее высочайшая ценность»! Но далее там же отмечается, что «традиция Церкви более говорят о недостоинстве человека, обусловленном грехом, чем о его достоинстве». Почему так?…

Об этом – следующая простая история: два весьма достойных субъекта в дружеской беседе обсуждают всё тот же предмет.

– Достойных людей очень мало – говорит один, – Сам видишь, что за народ сейчас пошел! По правде сказать, если бы Господь убрал подальше всех недостойных, ведь мы бы с тобой только двое и остались!

– Да, да, ты прав, – кивает другой, – конечно… Но всё же ты знаешь… наверное, я бы один остался.

А вот охотников «низринуть небо» мы видели немало, на Востоке и на Западе, а главное – у себя на родине: и результаты, кошмарные в своем кровавом сатанинском единообразии, налицо. Это кстати «о недостоинстве человека, обусловленном грехом»…

Где же справедливость?

– Но где же тогда справедливость? – спросите вы в недоумении. – Говорили недавно о правде: какая же тут правда в отношении Бога к человеку? – Отвечу вам современной притчей, которую рассказал замечательный лектор и просветитель профессор А.И. Осипов.

Прилетели марсиане и спрятались в кабинете у врача. Входит первый пациент. Врач его осматривает и говорит:

– Вам бесплатная путевка в санаторий; прекрасные условия, как в раю.

Входит второй. Осмотр, и…

– Готовьте инструменты. Немедленно на операционный стол!

– Ну, – думают марсиане, – что за негодяй этот врач! Какая уж тут справедливость… Первый, видно, его как следует задобрил, а второй ничего не дал, вот и отыгрывается на нем по полной программе!

Того не понимают и понять не могут, что у первого туберкулез, а у второго аппендицит, и врач дает обоим именно то, что каждому необходимо.

Вот и мы, как те марсиане, в принципе неспособны увидеть подлинное положение дел: что нам представляется несправедливым и немилосердным, на самом деле и справедливо, и милосердно – но понять это исчерпывающим образом в рамках нашего земного бытия невозможно.

И, как пациенты того врача, все мы разные: нет двух одинаковых людей, каждый – неповторимая, неисчерпаемая личность. Кто из нас достойный, кто недостойный?… Наше познание ограничено; привычные мерки человеческого суда подвержены грубым ошибкам.  Человек подобен земному шару: поверхность изучена доскональнейшим образом, в глубину же не проникнуть дальше нескольких километров – а их в поперечнике тринадцать тысяч!

Тем мы и отличаемся от всех прочих Божиих творений, в том и выражается образ Божий, по которому мы созданы.