Патриарх Кирилл в субботу, 4 ноября, в Успенском соборе Кремля объявил об обнаружении подлинника чудотворной Казанской иконы Богородицы XVI века. Реликвия ранее считалась утраченной.

Патриарх добавил, что, согласно заключению экспертизы, икона является точнейшей копией той, что была создана в эпоху чудотворного образа. По его словам, очевидно, что не могло быть в то время создано две одинаковые реликвии.

«Это событие можно отнести к историческим событиям. Мы видим перед собой подлинник чудотворного образа Казанской Божией Матери, перед которым молился Пожарский и Минин и которая спасла наш народ от иностранной интервенции и неизвестно от каких последствий этой интервенции. Этот образ является нашей национальной святыней», — заявил глава РПЦ

История  Святыни

 

По церковному преданию, икона чудесным образом явилась в 1579 году, после страшного пожара в Казани. Она сопровождала ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в 1612 году, перед ней в канун Полтавской битвы молился Петр Первый.
В 1904 году икону украли из Казанского Богородицкого монастыря. По основной версии, озвученной потом самими похитителями во время суда, они пошли на преступление ради драгоценного оклада, а сам образ разрубили и сожгли в печи.

Православные верующие отмечают день Казанской иконы Божией Матери. История одной из наиболее почитаемых святынь окутана тайной. Чудесным образом появившись в Казани, она спустя триста лет так же загадочно исчезла. О том, что могло случиться c реликвией, — в материале РИА Новости.


«Знакомый попросил»
До революции больше всего храмов в России посвящали именно Казанской иконе. В середине позапрошлого столетия этот образ стал настолько популярным, что практически в каждом доме был его дешевый бумажный вариант.
По церковному преданию, в 1579-м в Казани, после страшного пожара, десятилетняя местная жительница Матрена после видения ей Девы Марии нашла на одном из пепелищ завернутую в ткань икону.
Образ не раз помогал русскому народу в решающие моменты истории. Сопровождал ополчение Минина и Пожарского в 1612-м. Перед ним в канун Полтавской битвы молился Петр Великий.
Говорили: Россию охраняют две Богоматери: с запада — Смоленская, с востока — Казанская. Реликвия хранилась в городе на Волге, в Богородицком монастыре.
В 1904-м у паломников была уникальная возможность — поклониться обеим святыням одновременно. В конце июня в обитель на несколько дней привезли Смоленский образ. Газеты писали о торжественных богослужениях, нескончаемом потоке пилигримов и беспрецедентных мерах безопасности.

Однако 29 июня произошло ужасное: монастырские ворота взломали, замки на дверях собора спилили, Казанская икона исчезла.
Насельницы перешептывались о криках “Караул! Жулики!”, раздававшихся ночью. По городу поползли слухи о странном молодом человеке, часами простаивавшем перед реликвией. Припоминали: он же приставал к инокиням со словами “Здравствуйте, серафимочки”.
К расследованию приступили незамедлительно. Первый задержанный, монастырский сторож Федор Захаров (именно он кричал “Караул!”) сообщил: около часа ночи появились четверо неизвестных, схватили старика и, угрожая револьвером, заперли в подвале.
Казанский губернатор пообещал награду за любые сведения о пропаже. Местный купец Попрядухин, чей дом примыкал к Богородицкой обители, обнаружил у себя в саду куски дорогой ткани и несколько жемчужин.

Полиция вышла на некоего ювелира Николая Максимова: за день до кражи он приобрел в ремесленной лавке большие разжимные щипцы — “для своих знакомых”. А расплатился за них горстью жемчуга — такого же, как из сада Попрядухина.
Срочная депеша из столицы проинформировала: дело взял на контроль лично император Николай II. И уже 3 июля “знакомых” Максимова схватили.


Из огня да в полымя
Это были 29-летний Ананий Комов и 28-летний Варфоломей Стоян (Чайкин) — известные “клюквенники”, то есть воры, специализирующиеся на церковных ценностях. На их съемной квартире провели обыск: изъяли 205 жемчужин, почти сотню кусков золота и серебра — явно от риз, около 500 драгоценных камней.
Нашлись и те самые щипцы. Экспертиза показала: именно ими взломали монастырские двери. Однако главный вопрос — где Казанская икона — так и оставался без ответа. Стоян постоянно менял показания. И с усмешкой отвечал: “Вы все узнаете в суде”.
Слушания начались в конце ноября. Город кипел от негодования. Люди требовали выдать “богохульников” для народной расправы. Здание суда взяли под охрану конная и пешая полиция. В зал заседаний можно было попасть лишь по специальным пропускам. Цена на них доходила до 25 рублей.

Стоян вел себя вызывающе: то “припоминал”, что продал икону старообрядцам, то уверял, что надежно спрятал ее. Спустя три дня наконец сознался: “Разрубил и сжег”. Это подтвердила девятилетняя Евгения Кучерова, дочь сожительницы подсудимого.
Девочка якобы собственными глазами видела, как Стоян кромсал топором святые образа, а доски кидал в печь. В материалах дела фигурировала одна интересная улика — обугленный кусочек дерева с надписью “Спас Нерукотворный”.
Суд признал Стояна и Комова виновными в краже и, к великому сожалению многих, уничтожении Казанской святыни. Обоим дали по 12 лет каторги.
“С пепелища пришла и в огонь ушла” — повторяли на улицах в те дни. Но многие наотрез отказывались верить результатам расследования.

Британский след
Во-первых, смущала та самая надпись “Спас Нерукотворный”: ее никак не могло быть на иконе Богородицы. Это увязали с расхожей легендой. Дескать, настоятельница монастыря на ночь подменяла подлинник копией.
Но сразу после июньских событий игуменья Богородицкой обители отправилась на покой. Куда именно — неизвестно.
Другие зацепились за рассказы Стояна о старообрядцах. Известно, что те в начале прошлого века активно скупали иконы дониконовского письма. Заподозрили некую Аграфену Шамову — вдову богатого казанского купца. Она придерживалась старой веры и якобы заказала похищение образа.
Чтобы проверить эту версию, в город инкогнито прибыл начальник Московской сыскной полиции Аркадий Кошко. В профессиональной среде его называли “русским Шерлоком Холмсом”. Однако никаких улик против Шамовой и ее окружения не выявили.

Старообрядческая история получила продолжение через несколько десятилетий. В 1960-м Русская православная церковь за границей узнала о некоем британском коллекционере. У того хранилась “древняя Казанская икона Богоматери, весьма походившая на подлинную”. Этот человек утверждал, что святыню доставили в Европу соратники генерала Врангеля. Священники пытались ее выкупить, но в какой-то момент антиквар как в воду канул.
А полвека спустя папа римский Иоанн Павел II пожелал передать РПЦ образ Казанской Богоматери. Удивительным образом икона попала в покои понтифика из частной коллекции. К сожалению, это была лишь реплика XVIII столетия.
“Подлинником” тоже могла бы оказаться одна из многочисленных копий святыни. Однако проверить это нельзя — экспертиз и сравнительных анализов тогда не проводили. Поэтому до сих пор вопрос о судьбе Казанской иконы — тайна за семью печатями. 

Previous Entry