Просветительский проект «Классики литературы о Вере Надежде Любви». По благословению Московского патариархата.
На вопросы главного редактора издания «Медиакоммуникации Прикамья» Владимира Потехина отвечает Иеромонах Макарий (Маркиш),
бакалавр богословия, настоятель храма в честь Иваново-Вознесенских святых.
– Отец Макарий, в одном из своих стихотворений Сергей Есенин пишет:
– Жизнь – обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена.
Жизнь полна противоречий, на которые во время душевных кризисов мы обычно ропщем и, что еще хуже, не видим смысла жить. Подскажите, как научиться жить в гармонии с собой и окружающим миром, не впадая в уныние, в разочарование?
– В самом деле! Есенин и его время – это крушение всякой гармонии, и в человеке, и в обществе, и в культуре, и во всем нашем народе, и во всем мире… Творчество Есенина, его жизнь и его смерть – скорбный и красноречивый монумент той эпохи. И Маяковский, идейный и литературный антагонист Есенина, написавший в своем сострадательном, но не лишенном высокомерия поэтическом некрологе, –
В этой жизни умереть нетрудно;
сделать жизнь – значительно трудней,
Но по прошествии всего лишь пяти лет он погубил свою собственную жизнь в такой же точно кошмарной пропасти.
Не может быть гармонии добра со злом
Как же сохранить – а вернее, обрести и укрепить – гармонию с окружающим миром? Наша мысль обращается к Достоевскому, даже не столько к героям его романов, сколько к его знаменитой речи на Пушкинском празднике в 1880 году: она растопила лед в сердцах самых упорных оппонентов и, казалось бы, открыла дверь к той самой гармонии. Но…
Но кто-то заметил очень точно и горько: «Достоевскому повезло, что он не дожил до 1 марта следующего года». Слуги сатаны берут реванш, царь убит, и отворяется совсем иная дверь к 1905, 1917, 1929 г.г. и далее. – Книги Достоевского стоят на полках, а слово терроризм, в отличие от гармонии, свободно гуляет по всей планете Земля.
Вероятно, вслед за Достоевским, вы поспешите назвать Христа источником всеобщей гармонии… Однако далеко не всё так просто. В Евангелии читаем: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк.12:51-53), и многое другое в том же смысле. – Увы, гармония со всем окружающим миром недостижима вообще, по той простой причине, что не может быть гармонии добра со злом.
Молитва, как дорожный посох на трудном пути…
…Чтобы в этом убедиться, не надо было ждать до XXI столетия. Тому свидетель – младший современник Достоевского, глубокий его почитатель и не менее именитая фигура русской культуры, Владимир Соловьев. Всю жизнь посвятил он поискам «всеобщей гармонии» на разных путях, плодотворных и не очень, чтобы незадолго до смерти создать свой шедевр, столь же покаянный, сколь пророческий, итог многолетних раздумий и нравственное завещание.
Эту небольшую книжку с длинным заглавием, «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об антихристе и с приложениями», обычно называют просто «Три разговора», а цитируют оттуда чаще всего историю про антихриста на сюжет Апокалипсиса. Вы же прочтите ее всю, не пожалеете.
Теперь осталось сказать несколько слов о другой гармонии, «с собой», а точнее, конечно, внутри себя. Это гораздо реалистичнее, и хотя полная гармония присуща Одному Христу, и хотя восхождение к ней дается не без труда, но путь этот открыт для каждого из нас.
Путь этот именуется христианской жизнью, а жизнь богаче слов… Слова же, в особенности слова молитв, служат нам как бы дорожным посохом в помощь на трудном пути. Вот в заключение молитва из Литургии Преждеосвященных Даров, которая совершатся лишь по будням во время Великого Поста и поэтому не всем знакома. Привожу ее здесь с минимальными отклонениями от церковнославянского текста, ради простоты восприятия:
Боже великий и хвальный, в нетление нас от тления преставивый животворящею смертию Христа Твоего, Ты вся наша чувства страстного умершвления свободи, благаго владыку тем внутренний помысел приставив, и око наше да непричастно будет всякому лукавому зрению, слух же невходен словесам праздным, язык же да очистится от глаголов неподобных. Очисти же уста наши, хвалящие Тебя, Господи; руки наши сотвори уклонятися от злых деяний, действовати же только Тебе благоугодная, все наши члены и мысли Твоею утверждая благодатию.