Я уже писал, что во время службы в Московском учебном батальоне спецсвязи (казармы в Сокольниках Московского Гренадерского саперного батальона) наша рота снималась в массовке фильма «Хождение по мукам». Очевидно, дебют оказался удачным и «Мосфильм» вновь обратился к командованию о выделении курсантов батальона для съемок фильма «Поговорим, брат». Это был приключенческий фильм об успешных действиях приморских партизан против белогвардейских войск и японских интервентов.
На мосфильмовской узкоколейке под Москвой снимались сцены дальневосточных боев. Помощнику режиссера потребовалось отобрать три группы участников съемок.
Сначала из строя вытащили низкорослых курсантов. Их тут же переодели в форму японских интервентов, наклеили усы, выдали муляжи винтовок. Эта группа «японцев» под наш дружный смех заняла место у пулемета в открытом вагоне.
Вторыми кастинг проходили курсанты, которым предстояло играть красноармейцев. Я стоял в первом ряду и шансы попасть в красноармейцы были высокими, но напрасно я выпячивал грудь, помреж только скользнул по мне взглядом и вытащил из строя 20 человек. Их тоже быстро переодели в форму с буденовками, выдали трехлинейки. Отряд во главе с бравым командиром в потертой кожанке ушел в засаду.
Между тем помреж быстро бегал между рядов курсантов, пальцем тыкая в грудь по одному ему понятной системе.
– Кого отметил, выйти из строя и бегом переодеваться!
Нашу группу из восьми человек переодели в форму белогвардейцев, выдали фуражки…
Это было шоком, все-таки главную московскую учебку формировали из политически благонадежных призывников: у всех были допуски для работы на специальной аппаратуре связи.
– Я не буду надевать погоны, – выразил общее мнение Дима Краснов.
– Чего…Я тебе покажу, твою мать. Поручик, наведите порядок в своем взводе.
Мы с изумлением увидели в подошедшем поручике нашего замкомвзвода, старшего сержанта в белогвардейских золотых погонах затянутого портупеями с шашкой и пистолетной кобурой.
– Или ты, Краснов, и все прочие, делаете, что от вас требуют или каждую субботу участвуете в праздничном кроссе.
Каждую субботу в нашем батальоне бегали кросс на 10 км. Когда один из курсантов по какой-либо причине совершал незначительный проступок (опаздывал из увольнения, не исполнял с первого раза команду, не укладывался в нормативы): вся рота бегала кросс на 25 километров – он назывался «праздничным». Против такого воспитательного аргумента поручика-сержанта не нашлось возражений.
– Ваша задача такая: появится дым (партизаны подожгли тайгу), поезд останавливается, вы выбегаете из вагона, начинается стрельба, поручик командует «по вагонам, машинист задний ход!», все запрыгивают обратно в вагон.
– Ты замыкающий, – помреж ткнул пальцем в меня. Когда все забегут в вагон, встанешь на подножку и будешь тревожно всматриваться в даль, – вдруг появятся партизаны. Шесть секунд будут показывать тебя, не забудь смотреть тревожно в даль…
Сцену сняли за один дубль (сказался небольшой опыт съемок в массовках). После команды «по вагонам», пропустив сослуживцев, я остался на подножке. Но, уцепившись за поручень вагона, другой рукой сжимая винтовку, я совершенно забыл о камере. Поезд неожиданно набрал ход. Неограниченное чувство личного счастья, ожидание лучшего бурлило во мне. Юность летела мне навстречу. Я вглядывался в нее и она отвечала мне. Я был богат будущим – впереди меня ждала целая вечность. Я не тревожно, а радостно вглядывался вдаль.
Верно сказал поэт:
– Еще не ведомы тревоги, еще не ведома любовь!
– И бьется радостно, победно моя мальчишеская кровь.
Я улыбался широко и радостно летящему навстречу мне миру.
Когда закончилась сцена, я с огорчением осознал, что сорвал съемки, ведь улыбающегося молодого белогвардейца в советском кино никто не пустит в кадр.
Подошел к помрежу и сознался в сорванном кадре.
– Да брось, теперь ты звезда массовки. Поздравляю! – радостно ответил помреж.
И только через несколько лет, когда в прокат вышел фильм «Поговорим, брат» я увидел, как запрыгиваю на подножку вагона и шесть секунд стою на ней, вглядываясь в даль. Но камера сняла меня со спины…
И сегодня, когда я просматриваю фильм, вижу однополчан и себя: сначала в фас, потом со спины, и передо мной мимолетным ветром проносятся эмоции тех лет – маленькие светлые радости, из которых и состоит жизнь!
Владимир Потехин