Продолжение

Январь 1943 года. Зафронтовая разведка


Во время войны в тылу врага активно действовали разведгруппы. Отбирали в них только добровольцев из числа коммунистов и комсомольцев. И неудивительно. Все задания были исключительно важными и опасными. Действовать предстояло в районах, которые плотно были насыщены вражескими войсками, да ещё в назначенные часы выходить на связь по радио. Гитлеровцы могли и запеленговать разведчиков, и визуально обнаружить их. По существующей практике тех лет, для уничтожения советских разведгрупп немцами использовалась авиация, моторизованные мобильные соединения, обширная агентура в населенных пунктах из числа недовольных советской властью.

Разведгруппа, в состав которой входил сержант Иван Белорусов, во время выполнения задания в тылу врага под Ленинградом понесла большие потери. Сильный минометный обстрел довершил гибель группы. В живых остался только Белорусов. Раненому, ему все же удалось уйти в лесной массив. Кровотечение, перетянув ремнем ногу, он остановил. Утром, осмотрев раздробленную осколком ногу, Белорусову стало очевидно – ногу нужно отнимать. Иначе может начаться гангрена и тогда мучительная и неизбежная смерть.
Нет предела мужеству человека, как и нет дна для предательства: две этих полярности, наверное, мирно сосуществуют в каждом из нас, и только поставленные жизненными обстоятельствами перед альтернативой, мы понимаем, на что способны. Белорусов мог бы рискнуть и обратиться за медицинской помощью к жителям ближайших деревень. Но была вероятность подвергнуть опасности селян. Фашисты, узнав, что в доме находится раненый красноармеец, сожгли бы ее вместе с жителями. Он принял другое решение.

Развел костер, прокалил на огне лезвие, положил ногу на упавшее дерево, зафиксировал ее, как мог, зажал зубами рукавицу и.. . начал отрезать ногу…
Вспоминая этот день, ветеран рассказывал, что не ждал сильной боли. Нога была сильно обморожена и покалывание ножом ее мягких тканей не вызывало боли. Но нога была жива, хотя больше и не кровоточила. Несколько раз он терял сознание, но придя в себя, вновь принимался за ампутацию. Пламенем костра прижег рану, обмотал бинтами, которые были в аптечке разведчика.

Нестерпимо мучил голод. Редкие ягоды клюквы и брусники, которые можно было найти под снегом, не восстанавливали силы. От съеденной коры и хвои выворачивало желудок. До резервного прохода, по которому разведгруппа планировала вернуться обратно, было 6 дней пути. По сугробу на одной ноге по лесу идти нельзя. Оставалось двигаться ползком.
Определив по карте направление, Белорусов пополз по снегу. С собой он захватил отрезанную ногу. И все шесть дней, пока он выползал к своим, питался кусочками мяса собственной ноги.

Я был единственным человеком, которому он рассказал свою историю. Есть особая категория людей, которых фантазия увлекает в заоблачные дали. Но специфика работы научила меня определять – правду говорит человек или нет. Общаясь с ним, я пришел к выводу – Белорусов сказал правду. Для него это был страшный, но счастливый финал. Он выжил и победил. И никому не рассказывал, какой ценой выжил. Белорусов повторил подвиг Алексея Маресьева, только никто не знал, что он пережил в лесах под Ленинградом.

Он был награжден медалью «За боевые заслуги». Долечивался в одном из госпиталей родного Соликамска. Ездил на мотоколяске с ручным управлением.


6 ноября 1984 г. Соликамск.

В 16.10 минут в Соликамское подразделение КГБ позвонил мужчина. Представивший Иваном Белорусовым, он сообщил, что трое нетрезвых молодых людей шли по улице 20-летия Победы с красным знаменем в руках. При этом громко пели революционный гимн «Вставай проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов….». На улице Калийная, д. 172 они зашли во двор дома, бросили флаг на землю и долго топтали его ногами. В одном из вандалов Белорусов опознал Асхада.
Я немедленно выехал по указанному адресу. Действительно, во дворе дома увидел лежащее на земле красное знамя с изображением серпа и молота. Без сомнения, в действиях молодых людей усматривались признаки состава преступления, предусмотренные статьей 190.2 УК. РФ. «Надругательство над государственным гербом или флагом СССР». Верхний порог наказания – лишение свободы сроком до 2 лет.

Так я и познакомился с участником войны Иваном Белорусовым, который принял присягу под Красным знаменем, хоронил боевых друзей под Красным знаменем. Как любой участник войны, он с уважением относился к Красному знамени – символу советского государства и Победы над Фашистской Германией. Он очень болезненно переживал надругательство над флагом.

В тот же день я увиделся и с задержанным Асхадом – внуком предателя. Беседуя с ним, я понимал, что его дед сделал все возможное, чтобы воспитать внука ярым противником советского строя. Казалось бы, 39 лет, как закончилась война, выросли поколения, не знавшие лишений и бед, но тревожное эхо ее не ушло окончательно.

Состоялся суд, который приговорил Асхада к двум годам лишения свободы. С другими соучастниками преступления, учащимися ПТУ 10, мы провели разъяснительную беседу. Ребята все поняли. Видно было, что они испытывают глубокое сожаление и раскаяние о своем поступке.

И сегодня еще встречаются попытки оправдать коллаборационизм в годы войны, иные рядят предателей, добровольно перешедших на сторону врага, в одежды героев. Но мы, пока живы, должны помнить, какой ценой досталась нам независимость, какие жертвы люди старшего поколения в тылу и на фронте принесли, чтобы мы могли свободно работать, учиться, воспитывать детей, жить в России.

Владимир Васев

старший оперуполномоченный, начальник подразделения КГБ-ФСБ по         г. Соликамску (1980-1998 гг.)

 

 

Внимание, конкурс!

К сожалению, автор дополненного издания «Записки контрразведчика» Владимир Викторович Васев в  прошлом году ушел из жизни. Он оставил нам во многом уникальную  книгу о деятельности Соликамского  регионального подразделения КГБ-ФСБ. Его книга о сотрудниках спецслужб,  честно исполняющих служебный долг по защите безопасности страны, о простых людях, способных сделать выбор в пользу чести и справедливости,  о любви к своему родному краю – малой Родине.

Владимир Васев всегда интересовался литературой, любил поэзию, знал наизусть поэму Александра Пушкина «Евгений Онегин». Поэтому  конкурс среди читателей  его книги вполне может выиграть  эрудированный человек,   обладающий литературным чутьем.

Конкурс будет продолжаться  до 20 декабря – Дня работников органов безопасности России. Три первых читателя, правильно ответившие на вопросы, получат в подарок новое издание книги Владимира Васева «Записки контрразведчика».

 

 

  1. В одной из глав книги Владимира Васева рассказывается о поиске анонимного автора оскорбительного письма главе иностранного государства. Кому было адресовано письмо? Назовите правильный вариант: Беназир Бхутто, Вигдис Финнбогадоттир, Индира Ганди, Маргарет Тэтчер.

  2. Личный цензор Александра Пушкина Император Николай I в поэме «Граф Нулин» посчитал слово «урыльник» неприличным и вычеркнул его из поэмы Пушкина «Граф Нулин». Вместо слова «урыльник» он вписал… назовите правильный вариант: «именинник», «сподвижник», «будильник», «сочельник».

       3 В главе «Героя разведчика 39 лет считали изменником Родины» книги Владимира Васева «Записки контрразведчика»  брат донес на брата с целью… назовите правильный вариант: отомстить за детскую обиду, жениться на невесте брата, завладеть имуществом, из чувства антипатии.

 

Ответы можно давать в комментариях электронного издания «Медиакоммуникации Прикамья» и социальной группы ВКонтакте, где размещена глава книги.