20 июля 2021 года ушел из жизни Владимир Викторович Васев, ветеран КГБ-ФСБ, друг нашей семьи, оставивший добрый след в сердцах знавших его людей.
На следующий день после кончины я зашел в кабинет Владимира Викторовича. Еще ощущалось его присутствие, словно хозяин ненадолго вышел из помещения: остался заваренный чай, сменная обувь под креслом, книги, письма на столе. В раскрытом еженедельнике прочитал запись «20 июля вечером позвонить Потехину». Потехин – это я.
Мы стали друзьями, одинаково думали, читали одни книги, сходились в вопросах веры, оценках политиков, даже специфика срочной армейской службы у нас местами совпадала. Он уважительно относился к моей супруге Екатерине. Называл ее Екатериной Великой, педагогом от Бога. И известие о его смерти стало для нас ударом.
Когда вез в морг одежду и цветную фотографию Владимира Викторовича в траурной черной рамке, в полной мере осознал, что больше никогда Васев не позвонит, не спросит, как дела, не поделится планами на будущее, не оценит ситуацию в настоящем.
В настоящем Владимир Викторович всегда дорожил семьей, любил Соликамск, в котором работал и жил, был верен друзьям, гордился службой в органах госбезопасности. Он трогательно любил супругу Елизавету Викторовну, детей, посвящал им стихи, знал родословную своих предков. И если бы была такая возможность, то на своем дворянском гербе (Васевы происходили из мелкопоместных дворян Пермской губернии) мог бы написать девиз «Верность. Уважение. Родина!».
Его манера разговаривать некоторым собеседникам была непонятна – длительность беседы утомляла нетерпеливых оппонентов. На самом деле большую часть информации о человеке он получал из беседы, как и все. Только мы редко до конца выслушиваем собеседников – он же никогда человека не прерывал, лишь изредка взглядывал в упор и понимающе кивал. Помните, как в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» его коллега, начальник тайной стражи (римской контрразведки) Афраний, разговаривал с людьми: за слегка расслабленной манерой диалога прятался пытливый взгляд, говорящий о полной концентрации ума.Так и Владимир Викторович умел читать, понимать и располагать к себе людей. Его кабинет в агентстве недвижимости «Северная палата» редко пустовал: звонили, приходили, общались. Все, что происходило в городе, он знал.
Как контрразведчик он изучил все виды предательств, и измену интересам страны, города, семьи или руководителя считал величайшим неизбывным пороком. Известно, предательство искусно маскируется под здравый смысл, повестку сегодняшнего дня, всевозможные политические коалиции и компромиссы. И если бы сегодня главы наших городов посредством полиграфа и правильно построенных вопросов оператора детектора лжи имели возможность пристально вглядеться в некоторые фигуры своих близких чиновников, то узнали бы много неожиданного, как например, то, что часть из них сами мечтают занять место главы, как получают вторую зарплату в компаниях, филигранно отстаивая их интересы, создают каналы утечки компрометирующей информации, подставляют под гильотину честных людей, не веря, что топор может подняться еще раз.
Я не помню случая, чтобы он кому-либо отказал в помощи. Помогал охотно по широкому кругу вопросов, щадя самолюбие просителя, и никогда не напоминал об оказанной услуге.
Однажды к нему пришла женщина с просьбой выяснить судьбу пропавшего на войне деда. Владимир Викторович спросил:
– Вы точно этого хотите? Война преподносит такие сюрпризы, о которых лучше не знать…
-Хочу, мой дед был честным человеком, – ответила женщина.
По каналам ФСБ он выяснил, что родственник просительницы добровольно перешел на службу Вермахта, был полицаем, участвовал в карательных акциях, в отношении его был приведен приговор трибунала… Узнать об этом для бедной женщины было шоком.
Он прошел путь от оперуполномоченного до начальника Соликамского отдела ФСБ, был председателем Совета ветеранов спецслужб Верхнекамья, депутатом Соликамской городской думы двух первых созывов
Окончил Минскую школу контрразведки. Принимал участие в специальных операциях Генерального штаба по обеспечению государственной безопасности СССР и Российской Федерации. Приказом председателя КГБ СССР Ю.В. Андропова отмечен благодарностью «За успешное выполнение задания по обеспечению государственной безопасности».
Через его служебную практику прошли тысячи людей. Он выявлял агентов вражеских спецслужб, пособников нацистов, расследовал экономические преступления. Мы успели издать книгу «Записки контрразведчика» – документально-публицистический цикл о работе периферийного контрразведывательного подразделения, в котором в доступной повествовательной манере на основе реальных фактов рассказали, как спецслужбы Верхнекамья решали задачи по защите интересов граждан и государства. Работать с ним было интересно.
Он нередко говорил:
– Так, об этом рассказывать не будем. У него остались дети, внуки. Они не виноваты, что их родственник стал преступником. А некоторые факты по Верхнекамью и по прошествии более 70 лет, к моему журналистскому огорчению, остаются государственной тайной, не подлежащей оглашению.
Однажды его пермский коллега при встрече сказал ему:
– Если бы ты, Володя, работал в центральных органах, то с твоим умением ладить с людьми давно был бы генералом. Но Владимир Викторович не стремился к карьере, служил там, где было приказано, максимально погрузившись в вопросы экономики, культуры, истории своего участка оперативного обеспечения – Соликамска.
Тысячи людей уходят из жизни, падая как мелкие метеориты – невидимо и бесследно. Но яркая звезда офицера ФСБ Владимира Викторовича Васева прошла по небосклону с пользой для России и Соликамска, успев согреть своим теплом людей, оставив добрую память в наших сердцах.
Владимир ПОТЕХИН