Еще в начале 2000-х годов  продажа пива, как и его реклама, не  была ограничена законодательно. Центральные каналы демонстрировали ролики типа: кто пойдет за «Клинским»? Зрителям подавался образ современника, который  умеет отдыхать с алкогольным напитком. В совокупности с пьющим президентом России Борисом Ельциным синергетический эффект от употребления пива за несколько лет  превзошел все ожидания.

По статистике, средний возраст, в котором начинают пить спиртное, составил  14 лет. При этом около 33% юношей и 20% девушек используют слабоалкогольные напитки на постоянной основе. Пиво вызвало алкогольную зависимость. Более миллиона россиян ежегодно погибают от алкоголя и наркотиков, говорится в докладе «Национальный демографический рейтинг субъектов России — 2021», подготовленном федеральным проектом «Трезвая Россия».

Сегодня продажа пива и его реклама серьезно ограничена законом. Не без лобби торговых сетей ушли в прошлое киоски, в которых пиво продавалось круглосуточно.

И все же скрытая реклама пива осталась на центральных каналах. Рекламируется безалкогольное пиво, рекламируется бренд, выпускающий и алкогольное пиво. Все понимают, что безалкогольного пива не бывает. Даже в безалкогольном  пиве  содержание этилового спирта составляет от 0,02 до 1-1,5% этилового спирта, насыщенного различного рода ароматизаторами, вкусовыми добавками, пенообразователями и консервантами.

Основные цели скрытой рекламы:

1) внедрить в сознание населения имя и марку фирмы;

2) оторваться от конкурентов, предложив новую товарную доминанту;

3) создать потребность в новых видах товаров, ранее не употреблявшихся.

Уверен, только немногие из нас могут увидеть людей, потребляющих базалкогольное пиво. Их единицы. И напротив, пьющие слабоалкогольные пивные напитки – явление массовое. Реклама с безалкогольным пивом работает в точности наоборот. И это факт.

В результате, Россия в настоящее время входит в число стран, лидирующих по количеству употребляемого пива на душу населения. В нашей стране насчитывается около 77 марок пива отечественных производителей и значительно большее количество – зарубежных. В  России работают 296 пивоваренных заводов. Абсолютное их число принадлежит иностранному капиталу. Например, доходы от пива «Невского» уходят в Данию, пива «Хол-стер» – в Германию, «Миллер» – в Америку, «Старый мельник» – в Турцию, «Толстяк» – в Бельгию, «Бочкарев» – в Испанию, «Золотая Бочка» – в Южную Африку. Прибыль от пива концерна «Балтика» уходит в Скандинавию.

К сожалению, иностранный капитал инвестируется в  алкоголь, ведущий к деградации молодежи и  населения, а не в современные технологии, станкостроение,  в которых нуждается Россия. Но еще большее вызывает сожаление, что даже в условиях выборов в Государственную Думу, никто из кандидатов не предложил законодательно запретить рекламу «безалкогольного» пива на центральных каналах.

Владимир Потехин