Как иностранный резидент оказался в соликамском медвытрезвителе

В 80-е годы, в период «холодной войны» между двумя супердержавами СССР и США,  активизировались спецслужбы стран НАТО.  На уральском направлении их интересовал промышленный Соликамск, в котором выпускалась продукция оборонного характера и, так называемого,  двойного назначения, используемая как в военных, так и в мирных целях.

Цель командировки – вербовка

В 1942 году  в Соликамске был введен в эксплуатацию военный завод «Урал», выпускавший в последующие годы  более 90 видов   порохов, а некоторые изделия завода  и  сегодня не имеют аналогов за рубежом. Основные составляющие ракетостроения тогда производились   и в Верхнекамье: значительную часть мирового инструментального тантала выпускал Соликамский магниевый завод. Под эгидой научно-технического обмена, частного выезда, туризма к нам ехали и офицеры спецслужб, действовавшие по заданию руководства военно-промышленного комплекса США, ЦРУ,  Североатлантического блока  НАТО.

В Соликамске проживали представители 119 национальностей. Здесь отбывали наказание и те, кто во время войнысотрудничалс фашистами. Многие из них  остались жить в Соликамске и населенных пунктах Верхнекамья. Безусловно, для сотрудников иностранных спецслужб бывшие «власовцы», «бандеровцы»  являлись благоприятным вербовочным контингентом. Сотрудники заводов,  специалисты, допущенные к секретному производству, также были  интересны иностранным разведчикам. Завербовать инженера номерного завода  страны основного противника всегда  считалось большой удачей для любой разведки. На случай начала военных действий они могли быть использованы для различных враждебных акций, в том числе, для совершения диверсий.

Искушение деньгами

 В 1980 году из Центра поступила ориентировка, что в Соликамск под видом сотрудника одной из московских  фирм по  паспорту советского гражданинаедет иностранный кадровый разведчик,  ориентированный на  установление контактов со специалистами завода «Урал».  Несмотря на охлаждение отношений между США и СССР, деловые  партнерские связи  в сфере промышленности и технологий, никогда не прерывались: в рамках технического обмена опытом специалисты  из Советского Союза выезжали в зарубежные командировки в страны Европы, Азии, США. Совершали такие поездки и инженеры  завода «Урал». Во время одной из командировок было  достоверно установлено, что  иностранные спецслужбы   провели вербовочный подход к одному из инженеров завода.  Они считали, что сумели материально заинтересовать соликамского специалиста. В действительности же  вербовка  проходила под контролем КГБ,  и наш инженер ни на минуту не мечтал стать изменником Родины.

Чтобы заполучить в агенты специалиста секретного производства, иностранные спецслужбы  оперировали огромными суммами, которые  советским гражданам казались состоянием. И далеко не каждый мог устоять перед этим искушением. Вот только  зарубежные резиденты не говорили своим завербованным коллегам, что в СССР тогда  действовала лучшая в мире контрразведка и иностранный агент даже самый способный и удачливый  на территории Советского Союза больше года продуктивно работать не мог. Неизбежен провал, разоблачение, суд,  статья за измену Родине,  длительный срок лишения свободы, а в некоторых случаях и расстрел.

Встреча гостя

У нас было несколько дней для того, чтобы как следует  подготовиться к встрече гостя: нужно было выявить его контакты на территории Верхнекамья, объекты на которые он был ориентирован. Мы плотно сотрудничали с городским отделом милиции.  Начальник отдела  милиции подполковник  Виктор Фомич Евтушенко знал досконально оперативную работу и всячески помогал спецслужбам в изобличении иностранного разведчика.

Иностранец   приехал в Соликамск, мы фиксировали все его контакты, ни на минуту не выпуская егоиз виду. По всему было видно, что он  готовился к проведению  тайниковой связи со своим соликамским «завербованным агентом». Все промежуточные и основные парольные сигналы при подходе к контейнеру нами были выставлены и иностранцем прочитаны. Он мог бы получить из контейнера информацию и  оставить для своего агента инструкции и деньги.  Несколько раз подходил к месту закладки, но взять не решался – рядом велись работы. Они велись, потому что для советских спецслужбинформация в виде обратной связи уже не представляла интереса. И так все было ясно.

Провал

Шел третий день пребывания  разведчика на соликамской земле. Руководство КГБ посчитало, что его  пора возвращать   на родину. Началась операция по выводу иностранца из игры.

Надо сказать, он был обаятельным человеком. Наверное, разведчик другим быть не может. Он легко знакомился с красивыми женщинами, которых использовал в качестве прикрытия при передвижениях по городу.

В один из вечеров  пришел в ресторан с женщиной, назовем ее     Светланой, с которой ехал в одном купе из Москвы.  В Соликамске они продолжили дорожное  знакомство. В это время «случайно» в ресторан зашел  знакомый друг Светланы. Он увидел парочку, Светлана познакомила его со своим новым другом, пригласили за стол, налили, выпили за знакомство, на брудершафт за дружбу,  за любовь,  стоя за дам…

Как говорит восточная мудрость, умная женщина, когда общается  с мужчиной, добавляет в речь сахар, когда слушает мужчину, убирает из его слов  соль. Это качество Светланы покоряло мужчин: дружбы с ней добивались многие.

По мере  того, как повышался градус спиртного в организмах мужчин,  росли эмоции на почве ревности. В какой-то момент бывший друг Светланы  резко выразился по поводу личности соперника.  Тот не выдержал – ответил в такой же взрывной манере. Хладнокровие для агента хорошо на трезвую голову: пьянство и сопутствующие ему спонтанные поступки интернациональны –  изрядно нагрузившись спиртным, он ударил  по лицу своего соликамского визави.  Работниками ресторана немедленно был вызван наряд милиции, который на место происшествия прибыл довольно оперативно и, следуя  общей практике советской милиции, нетрезвых горячих мужчин  отвез в вытрезвитель.Так, иностранец оказался в соликамском вытрезвителе, где его раздели до трусов, сфотографировали, составили протокол, уложили спать до утра.

 Для любого зарубежногоразведчика пребывание  в советских органах МВД или КГБ  означало провал.   Руководство разведок справедливо полагает, что  тамих коллегу могли завербовать. Кроме того,  сотрудник, злоупотребивший спиртным и  потерявший над собой контроль, не может работать  в разведке.

За  проведение этой операции начальник управления   КГБ  СССР по Пермской области  в г. Соликамске Альфред Яковлевич Заводчиков был награжден Почетной грамотой председателя КГБ СССР и отмечен правительственной наградой. Начальник УВД г. Соликамска Виктор Фомич Евтушенко  представлен к ордену Красной Звезды.

Р.S.

После того как распался СССР и выезд из страны стал свободнее, Светлана уехала к своему знакомому в Европу, который из-за провала задания в Соликамске был уволен из спецслужб. Их дальнейшая судьба мне не известна.

 

Владимир ВАСЕВ,

сотрудник, начальник подразделения КГБ-ФСБ по г. Соликамску (1980-1998гг.)