Сегодня по подъезду, настойчиво звоня во все двери, ходил человек. Давно небритая, немытая и нечесаная борода, рваная куртка и разбитая обувь указывала на его принадлежность к падшей касте. Бомж звонил в двери и просил… напоить его чаем. Просьба странная, больше похожая на попытку узнать обстановку в доме и состав семьи. Возможно, в доковидные годы, некоторые двери и открылись бы перед ним, но сегодня никто бомжу, не имеющему к тому же на лице повязки, не отворил. Я тоже не открыл, напомнив себе, что после него надо обработать кнопку звонка антипсептической салфеткой.
Когда-то на заре журналистской юности, пытаясь понять причину падения человека до степеней деградации личности, написал цикл зарисовок о бомжах. И с сожалением понял, что по пути на дно каждому из них открывались перспективы на лучшую жизнь, но лишь единицы были способны на внутреннюю борьбу. Падать на дно – их осознанный выбор.
Однажды женщина пришла в редакцию, жалуясь, что устала жить в подъезде, подвергаясь унижениям и репрессиям со стороны жильцов. С большим трудом удалось ее устроить в приют при Романовской церкви. Через три дня Валентина, собрав милостыню у храма, купила спиртного и покинула храм.
В январе, в сильные морозы, к администрации Соликамского городского округа пришел мужчина и попросил о помощи. Так получилось, что я и заместитель главы администрации Ирина Вячеславовна Могильникова, стали первыми, кого он встретил. Ирина Вячеславовна, хотя и спешила на мероприятие, но взявшись за телефон, начала обзванивать учреждения социальной направленности. Мне также были даны соответствующие поручения. За десять минут вопрос был решен – мужчина направлялся в Березниковский реабилитационный центр. К сожалению, там он не появился.
Наблюдая за павшими людьми, я нашел для себя еще одно доказательство бытия Божия. Эти люди никому не нужны, в том числе и себе. И не потому, что общество не может им помочь – они не хотят бороться за себя. Я сделал вывод – они нужны только Богу, потому что человек его лучшее творение, которое временно сбилось с пути.
Две тысячи лет назад в древней Иудее за Спасителем ходили толпы людей, прося исцелений и чуда. Кто в древности мог позволить себе не работать? За исключением небольшой группы учеников, – инвалиды, бомжи, пьяницы, психически неадекватные люди, постаревшие уголовники. Христос отправился к ним, говоря, что пришел не праведников спасти, но грешников – этих никому не нужных людей. Я раньше удивлялся, почему Христос столь часто изгонял бесов, исцелял прокаженных. Откуда их столько взялось? Но, поняв социальный состав аудитории, которая как шлейф двигалась за Спасителем, перестал задавать этот вопрос. Наверняка, большинство фарисев смотрели на толпу из грешников неодобрительно и оценивали филантропию Иисуса как пустое бесперспективное занятие. Многих из них спасти от опасного образа жизни может только чудо, потому что все желания и цели у длительно пьющего человека превращаются в воспоминания, теряют реальность.
А кто же фарисеи? Это образованные, занятые люди, хорошо знающие закон, исправно уплачивающие налоги «десятину», систематически посещающие службы в храме, представляющие клерикальную власть в стране. Разве мы не узнаем себя в них?
Они заботятся о семьях, думают о карьерном росте и улучшении материального положения. И мы такие. Не горят желанием помогать калекам и сумасшедшим против их воли? Но и из нас это делают единицы.
Лично я не я не вижу ничего предосудительного в названии фарисей. Конечно, многие из нас, как и они, думают одно, а поступают по-другому. Мы не совершенны. Но, хотя бы иногда и в наши сердца стучится милосердие. Задача общества создать условия, при которых наши странствующие соотечественники могли бы начать все сначала. Если бы захотели. При православной церкви есть столовые, в которых бомжи получают пищу, существуют реабилитационные учреждения, где людям могут помочь восстановить паспорт, найти работу.
Конечно, мы не всегда открываем двери перед не лучшими представителями нашего общества, но отворить их с любой из сторон у нас и у них всегда есть возможность.
Владимир ПОТЕХИН