В Пермском крае со 2 по 9 марта антимонопольщики зафиксировали рост минимальных цен на товары первой необходимости:
- Гречневая крупа +30%;
- Чай черный байховый +29%;
- Рис шлифованный +27%;
- Макаронные изделия +19%;
- Яблоки +11%;
- Морковь +10%;
- Масло сливочное +10%;
- Пшено +6%;
- Сахар-песок +5%;
- Масло подсолнечное +4%.
Антимонопольщики утверждают, что минимальные цены выросли из-за ажиотажного спроса — торговые сети не успевают привозить самый дешевый товар со складов и выкладывать на полки. Но возвращение цен на прежний уровень – дело времени.
Отчасти это верно. Давняя российская привычка при первых признаках кризиса – закупать товары впрок, начиная со спичек и заканчивая запчастями к автомобилям. Хотя заметного ажиотажа в супермаркетах не наблюдается.
Нет сомнений, что антимонопольная государственная служба будет жестко пресекать спекулятивное поднятие цен на продукты питания.
В продуктовых магазинах не ждут очередей: все же основная группа продуктов производится в России. Но вот запчасти на автомобили с февраля дорожают каждый день, по некоторым позициям на 100 процентов. Объясняется тем, что запчасти производятся в странах, объявивших санкции России.
– Мы работаем по факту: есть заказ – закупаем. Прогнозировать цены не имеет смысла, – рассказал один из менеджеров автомагазина.
И уходит в прошлое ситуация, когда китайские запчасти можно было купить на порядок дешевле, чем у европейских конкурентов – сегодня они сравнялись в цене с Европой.
Если тенденция на резкое подорожание автомобилей и запчастей сохранится, автомобиль станет роскошью, а не средством передвижения. Обнадеживает, что предприниматели, в большинстве своем надеются на лучшее, считая, что нужно просто пережить нестабильный период ценообразования.
Владимир ПОТЕХИН