Когда из жизни уходят наши матери,  мир не рушится и не меняется  в одночасье – он остается прежним за одним исключением – мы становимся  сиротами. Не  сразу осознается, что нет в живых самого дорогого для нас человека и нужно учиться жить в мире, в котором нет мамы…

31 марта  2019 года на 85 году жизни окончила свой земной путь наша  мама Потехина Анна Павловна. Сегодня, в Троицкую родительскую субботу в  праздник Святой Троицы, я вспоминаю маму.

Мамина педагогика

…Я поздней ночью подходил к родительскому дому и знал, что в нем  всю ночь будет гореть свет и гроб с телом мамы  стоит в большой комнате, где отмечали праздники и семейные торжества, где ребенком вместе с мамой мы наряжали елку,  праздновали мою свадьбу.

Прежде чем войти в дом, мне нужно было собраться с духом. Я присел на соседскую лавочку и, словно перед расстрелом вспомнил все вехи своей несложной, но счастливой жизни. Счастливой, потому что рядом всегда была мама…

Нас трое детей: два сына и дочь. И ко всем мама относилась одинаково, не выделяя и не принижая никого.  И, когда я вижу, как в чужих семьях кто-то из детей  ходит в любимчиках, а  другой пребывает на положении золушки,  всегда вспоминаю мамину педагогику – быть справедливым ко всем.  И потому в коллективах, которыми приходилось  мне руководить, не было ни фаворитов, ни изгоев, ни  интриг, разлагающие коррозией  целые сообщества.

 

Военное детство

Ее детство было типичным для  поколения людей, для которых война началась в детском возрасте. Эти дети  запомнили молодыми  своих убитых на войне отцов. Ее отец и наш дед   Павел  Голубев погиб в 1943 году.

Из-за военного детства мама не получила профессионального образования. Очень жалела об этом. Сначала нянчилась с младшим братом, потом с сестрой. Став постарше, пошла работать пекарем на хлебозавод, чтобы помогать своей маме. Стремление к образованию оставалось для нее длительным: в нашем доме были книги, которые она с удовольствием читала, когда находилось время. Я запомнил произведения Писемского, Чехова, Тургенева, Горького,  и любимый ею роман Авдеенко «Я люблю». Я только недавно прочитал роман этого ,ныне забытого, писателя  и был поражен,  в какой нужде жили рабочие, не имевшие достойной профессии, как преодолевали трудности, как   в их, уставших от тяжелого труда и бытовых условий сердцах,  находилось место для человеческих высоких чувств и поступков.

Мама вышла замуж за  трудолюбивого человека – нашего отца Николая Федоровича Потехина, с которым прожили 61 год. Мы никогда не видели его праздным – задачу свою он видел в обеспечении семьи. Отец во всех трудностях всегда был рядом с мамой.

 

Урок доброты и милосердия

В начале 60-х годов в Арье на небольшом рынке около хлебозавода просил милостыню престарелый мужчина. Не знаю,  по какой причине он это делал.  Возможно, выпивал или по-настоящему нуждался,  имея мизерную пенсию? Подавали ему мало и неохотно. И только мама, глядя в красные глаза старика, подавала ему несколько пятаков. Иногда просила меня – дать монету нищему.

– Когда я, пятилетний мальчик, по просьбе мамы протягивал старику монету, у него начинали слезиться глаза и, перекрестив меня, горячо говорил:

 – Спаси Христос!  Ангел будет всегда с тобой, дитятко!

Сегодня, оценивая жизнь с высоты прожитых лет, я убеждаюсь, что в критических ситуациях, в которые я попадал по глупости или  по стечению обстоятельств,  мой ангел всегда был рядом со мной. Однажды, выпущенная почти в упор пуля из автомата только обрызгала землей мой сапог, другой раз успел выскочить из-под вагона внезапно тронувшегося поезда, трактор остановился в миллиметре от моих ног, мелкий камень из-под колеса КамАЗа влетел в окно машины слегка задел волосы и сделал вмятину в обшивке салона.

В Армию  до самого поезда меня провожала мама, она же была первым человеком, кто меня встретил после службы. Помню, как заплакала она, увидев мою нулевую прическу,  а  стригший меня парикмахер подошел к нам и принялся утешать, говоря про  воинский долг и долгую впереди жизнь, среди которых стрижка под ноль – просто мимолетное неудобство.

Когда нужно было поговорить со мной, она садилась рядом, складывала руки в ладони и произносила:

–  А я вот думаю, что …. И не было случая, чтобы ее выводы относительно  моих поступков, были неверными.

Став взрослым я, бывало, огорчал маму, на что она говорила:

– Малые дети – малые огорчения, большие дети – большие.

 

Больше встречал хороших людей

Мы выросли и  выпорхнули из родительского гнезда.  К сожалению, провинциальный город, в котором я живу, не обладает серьезными образовательными ресурсами для детей. Поэтому за помощью обращался к братьям и сестре. В Кирове училась дочь, которой все это время помогали братья Александр Потехин, его жена Елена, Олег Голубев и его жена Ольга .  Олег  спонсировал проект с изданием  моей газеты «На волне»,  и одна из публикаций  была удостоена президентской премии  ОНФ «Правда и справедливость».  И в этом  его заслуга.  В Екатеринбурге учился сын Александр. Ему помогали сестра Галя, ее  муж Михаил Фамильцевы.  А по приезде на родину всегда окунаюсь в теплую родственную атмосферу семей Кононовых, Бариновых, Таширевых,  Заколодкиных, Ершовых.  Все мои родственники – искренне верующие люди. И в этом тоже заслуга мамы, научившая нас, как и положено православным, по-теплому  и с уважением относиться друг к другу.

Древнегреческий философ и драматург  Софокл говорил, что  человек становится тем, по мере того, каких людей встречает на своем жизненном пути. Я счастлив, что в жизни больше встречал хороших людей, чем подлецов: мне повезло с родителями, братьями и сестрами,  женой, детьми, внуком, другом Владимиром Васевым. недавно ушедшим из жизни офицером ФСБ.

Душа мамы

… Я зашел в дом, взглянул в исхудавшее от комы лицо мамы. Оно было спокойным и усталым.

Я не спал две ночи и на несколько часов прилег отдохнуть перед похоронами. За стенкой стоял гроб. Никто не  слышал слов молитвы взрослого мужчины…

…Молюсь Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившей и воспитавшей меня  мамой моей Анной, душу ее отошедшую к Тебе с истинною верою в Тебя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, прими в Царство Твое Небесное…

Я задремал и, просыпаясь, в полудреме ощутил мягкое  мамино прикосновение. Стало легко на душе, ушла депрессия.

Через 40 дней после похорон в окно дома постучала птица – мухоловка. Она летала  и просилась  то в одно окно, то в другое. Я знаю,  души умерших Господь отпускает на 40-й день, чтобы они  попрощались с дорогими сердцу местами. Это была душа мамы, которая, сбросив мирские тяготы, пройдя мытарства,  прилетела сказать, что прощена и прощается с родным домом.

Православие неохотно доверяет снам, но не отрицает связь детей с  ушедшими родителями.

Недавно она приснилась мне   преображенной – молодой и счастливой, в ромашковом платье на цветочном лугу. От лица исходил свет. Я понял и почувствовал, что душа ее обрела счастье в том неведомом нам мире, о котором столько говорят и совсем немногие в него верят.

Владимир ПОТЕХИН