Легенда об озере Светлояр
Каждый раз, когда бываем на моей малой родине – Нижегородской области – приезжаем на озеро Светлояр. Это небольшое озеро обладает особой притягательной силой. Легенда гласит, что во время монголо-татарского нашествия, не желая покоряться захватчикам, под воду Светлояра ушёл город Китеж.
Но фактом является то, что во время нашествия монголов на Русь на этом месте не было богатых населенных городов, грабеж которых окупил бы затраты рациональной монгольской конницы. Да и археологи не находили артефактов монгольского войска.
В сердце старообрядчества
Думается мне, что после церковного раскола и глубочайшего конфликта двух влиятельных нижегородцев: патриарха Никона и протопопа Аввакума, в здешние глухие леса хлынули, не желавшие принимать новые порядки, последователи опального Аввакума.
Светлояр находится в самом сердце моей старообрядческой родины в керженских лесах – на границах Семеновского, Воскресенского, Уренского районов. До сих пор находят следы сгнивших раскольнических скитов. Возможно, длинными зимними вечерами образованные монахи и придумали красивую легенду-бренд об утонувшем гордом граде Китеже.
У Александра Пушкина в трагедии «Борис Годунов» говорит утомленный монах:
– Еще одно, последнее сказанье – и летопись окончена моя…
Так или иначе, но после появившегося в литературе сказанья о подводном городе сюда потянулись паломники с удовольствием покупавшие здешний благословенный мед, поделки из бересты, жертвующие деньги на содержание и экономику скитов.
Сегодня доминирующая версия происхождения озера – метеоритная. Ученые считают, что три тысячи лет назад над этой местностью огромный метеорит распался на три части – один упал и образовал озеро Светлояр. Врезавшись в землю, метеорит выбросил большое количество грунта. На этом откосе сейчас стоит церковь-часовня в честь Иконы Казанской Божией Матери, импровизированная сцена, на которой в праздник Владимирской иконы, приходящийся на день Ивана Купалы, выступают артисты. После Крестного хода и молебна начинается праздник с языческими традициями. Чем–то он отдаленно напоминает этнофестиваль «Зов Пармы».
Вечером девушки зажигают свечи, ставят их в венки, загадывают желания и опускают венки в озеро. Сотни живых огоньков плывут по воде, создавая оптические иллюзии, и в них особо впечатлительные видят силуэты затонувших куполов древнего города Китеж, перспективы личного счастья.
На берегу озера ученые нашли оплавленные камни. Один из таких небесных пришельцев лежит около храма. По преданию Богородица ступила на камень, оставив на нем след. Он так и называется «Стопочка Богородицы». Можно к нему прикоснуться и прочитать молитву Богородице.
Светлояр – намоленное место. За несколько веков здесь побывало множество людей. Писатель Короленко, по его же словам, любил здесь бывать, одевшись как крестьянин с сумой за плечах и бородой во все лицо, он исходил озеро и его окрестности вдоль и поперек.
Когда я учился в школе, чуть ли не каждый год всем классом в добровольно-принудительном порядке мы посещали дом музей Каширина в Горьком, где провел детство пролетарский писатель Максим Горький. Каждый раз экскурсовод подчеркивал, что бабушка Горького Акулина Ивановна любила рассказывать маленькому Максиму легенду о Светлояре.
Ушедшая эпоха
Мне комфортно в этом месте силы: мои старообрядческие гены воспринимают и разумного ориентированного на Византию патриарха и неистового малограмотного, сгоревшего в срубе за свои убеждения, упертого протопопа. Здесь уважают обоих. Элементы старообрядческого уклада сопровождали все мое детство. Мне и сегодня нравится в этом ушедшем старообрядческом укладе предписанные строгость и обязательность:
– У старообрядцев было особое отношение к воинской службе и защите Родины. Из нижегородских старообрядцев формировались полки, шефами которых охотно становились члены царской фамилии. После неудачного восстания царевны Софьи во времена правления Петра I к нам были сосланы стрельцы – ярые приверженцы старой веры, образ жизни которых стал особой терпкой приправой в бульоне старообрядчества, не знавшего здесь крепостного права.
Закрытая советская статистика свидетельствовала о высоком проценте абитуриентов из старообрядческих территорий, желающих поступить в военные училища.
– У каждого члена семьи была своя индивидуальная посуда. Мой отец, как и его прадеды в свое время, с юности пользуется одной и той же ложкой и нам трудно даже представить ситуацию, если по какой-либо причине он бы ее не нашел.
– Еще табу – на курение и употребление вина исключительно по главным православным праздникам. К сожалению, этот запрет больше не работает.
– Глава каждой старообрядческой семьи обязан был дать всем своим детям образование. Моя бабушка Феодосия Потехина единственная в районе и одна из немногих в Заволжье умела читать книги на церковнославянском и старославянском языках, которые преподавали в старообрядческих гимназиях и церковно-приходских школах Нижегородской губернии. Случалось, она консультировала керженских и ветлужских священников по поводу текстов старинных книг. Ребенком я слушал плавный завораживающий древний язык, на котором говорили во времена Ивана Грозного, различая только начальные слова фразы Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом, не понимая смысл слова «уповахом».
Сегодня понимаю, в этом старорусском слове заложен огромный потенциал – надежда на прощение неблаговидных поступков и проступков, которые подобно ранам от боевого тычкового ножа иссекают наши души.
Считается, читая молитву, озеро нужно обойти вокруг. Непременно нужно умыться водой из озера. При химическом анализе было установлено, что в водах озера Светлояр содержатся принесенные метеоритом соединения кальция, фосфора и железа, множество редких микроэлементов. Их присутствие исключает наличие в воде вредных микроорганизмов.
Грехи тонут в озере
От озера по указателям можно пройти на купель и родник со святой водой. Для этого нужно идти по лесу, затем по полю. По дороге мы нагнали медленно идущих двух женщин со шведскими палками. Узнали, что три года назад они купили небольшой дом в селе Владимирское и каждый день, в любую погоду приходят к озеру, к святому роднику и могилам трех старцев. Честно говоря, я не осмелился спросить у женщин, что же они совершили такого, что в искуплении грехов в течение трех лет каждый день идут на маленький подвиг – совершают свой крестных ход больными ногами по территории Светлояра. Глядя с каким трудом преодолевают путь эти смиренные женщины, мне хочется верить, что скоро пройдут над ними все жизненные невзгоды и метели и их покаянные молитвы будут услышаны. Хотя каждый мыслит в собственных категориях добра и зла: для кого-то оклеветать коллегу, уволить сотрудника по чужой просьбе считается деловой услугой, а кто-то видит в этом грех, за которым ломается судьба, душа пребывает в ненависти к обидчику.
Я однажды наблюдал, как оставшись не у дел, чужой всем, токсичный чиновник, в свое время уволивший по просьбе местного депутата немало добросовестных сотрудников, под гнетом внезапно проснувшейся совести, подобно бабочке, сбрасывающей кокон, попытался переродиться к новой жизни. Так, влиятельные в прошлом партийные бонзы средней руки, будучи арестованными в 1937 году до самой расстрельной стенки, силились понять – почему их настигло несчастие в самый пик успешной карьеры? Ведь служили они, как им казалось, не жалея себя. А ответ был очевиден: просто через годы по обратному адресу вернулся бумеранг, который когда-то запустил палач в свою жертву. Каждый наш неправедный поступок в отношении другого человека, какими бы рациональными мотивами не был он обусловлен, подобен раковой опухоли в начальной стадии: еще не болен, но уже не здоров. Тех, кого обидели, защитит Бог, кто обидел – постепенно съест рак-грех, настигнет бумеранг.
Тихая моя Родина…
На могилах трех старцев Варсанофия, Онуфрия, Макасия стоят четырехметровые кресты. Какими они были? Может, здесь нашли упокоение знатные люди, завещавшие похоронить себя в намоленном месте, а возможно, – и скромные монахи первых скитов, чьи подвижнические труды остались неизвестны. Недалеко от их могил – старинные сосны. По преданию здесь и молились старцы. Одна из сосен давно упала, обнажив сгнившее кариесное дупло.
Рядом с могилами – скромная скамейка без спинки. Перед обратной дорогой посидите на ней. Летними теплыми вечерами она никогда не пустует. Люди с непомерной гордыней ждут здесь знака, упавшие духом, плачут, обвиняя во всех напастях других, православные молятся в надежде обрести в душе мир и гармонию. Тихая моя старообрядческая родина всех выслушает, никого не оттолкнет и не осудит…
Владимир ПОТЕХИН