Вчера на берегу реки Кондас между населенными пунктами Шишкино и Левино увидел свежие медвежьи следы. Значения этому я бы не придал, случись увидеть следы в лесу, но река течет вблизи двух деревень и дороги: слышен шум автотранспорта и триммеров, лай собак, музыка с огородов дачников. Как медведь мог игнорировать близкое присутствие людей? И что теперь делать рыбакам, первая заповедь для которых при удачной рыбалке сидеть тихо? Как теперь сидеть тихо: при нечаянной встрече с животным и сам испугаешься, и медведь напугается. А испуганный мишка непредсказуем – он может броситься на человека или от него. Такая вот у него ранимая нервная система.
Поспрашивал охотников о передвижениях медведя около деревень – они не удивлены. Тому есть причины.
Добыча медведя потеряла промысловое значение: его мех практически не используют фабрики, мясо медведя чаще всего поражено трихинеллезом – смертельно опасной для человека болезнью. Лицензия на его отстрел стоит 70 тысяч рублей. Охотиться на медведя стало попросту нерентабельно.
К тому же запрещена охота зимой на берлоге. И это правильно, потому что без медведицы зимой медвежата погибнут. Зоопарки переполнены медведями.
Свою черную лепту добавляют лесоразработки в ареалах обитания медведей. Кормовая база животных быстро сокращается.
Медведей становится больше. Это факт. Их мир во многом похож на наш. Взрослый медведь живет порядка 20 – 30 лет. Он охраняет свою территорию и двум медведям, кроме самок ,не ужиться в лесу. Хотя между медведями нет интриг, борьбы на карьерной лестнице, желания унизить соперника, но конкуренция беспощадная, бескомпромиссная. Молодым особям приходится осваивать незанятые участки леса вблизи населенных пунктов, что опасно для них и для людей.
Братья рыбаки, будьте осторожны! Если вы возьмете с собой на тихую речку фальшфейер – не пожалеете – когда-нибудь он пригодится.
Владимир ПОТЕХИН