25 февраля 2022 года, на следующий день после начала специальной военной операции, в одном из кафе Перми собрались офицеры в отставке, принимавшие участие в защите мирного населения и в боевых действиях на Донбассе в 2014-2015 годах.

Алексей Королев, офицер в отставке, начальник разведки бригады в прошлом, обратился к друзьям:

– Вы помните, что нам пришлось пережить во время боевых действий: голод, холод, нехватку всего. Нужно помогать ребятам – отправлять им гуманитарные грузы!

Поскольку все они добровольцами воевали на Донбассе, то название Фонда пришло сразу. После регистрации Фонд «Добровольцы Донбасса» стал первой общественной волонтерской организацией из ветеранов-офицеров  в Перми  для помощи бойцам СВО. Сегодня Фонд имеет 15 филиалов по всей России. В Перми  находится  центральный офис.

В становлении Фонда очень помог Вячеслав Зубков, вице-президент Всероссийской  федерации самбо. Он сумел наладить связь с бизнес-сообществом города. Один из первых деньги выделил Владимир Плотников, председатель Пермской федерации дзюдо. На них закупили квадрокоптеры, форму, продукты питания, бронежилеты. Предприниматель Александр Репин   активно помогает Фонду.

В апреле 2022 года первый гуманитарный конвой прибыл в Белгород, в лагерь подготовки добровольцев. С тех пор каждую неделю из Перми отправляются грузы, которые  доставляются  по всей линии боевого соприкосновения. Подробно рассказать о работе Фонда мы попросили Президента благотворительного Фонда «Добровольцы Донбасса», офицера запаса РВСН Вячеслава Лучникова.

– Вячеслав Юрьевич, Пермский Фонд был образован в 2022 году. Говорят, за это время по некоторым позициям – снаряжению амуницией и легкой техникой вы смогли  бы укомплектовать полк?

– Да, за это время мы отправили более 1000 тонн грузов, из них 2\3 грузов – военное снаряжение, 1\3 для детей и мирного населения, поставили огромное количество раций, бронежилетов, оборудования для саперов, FPV дронов, 20 мотоциклов. Порядка 35 автомобилей  доставляют грузы  37 воинским частям. Сначала работали с частями ДНР, ЛНР, сегодня с Запорожьем  и Херсоном. Действительно, полк мы вполне укомплектовали.

У нас налажены прямые контакты с детскими домами, с руководством ЛНР. На обслуживании  Фонда находится 12 детских домов и 3 школы. Собираем заявки от них и формируем детские  гуманитарные  конвои. Недавно в школу Горловки отвезли полный комплект стульев, стройматериалы. Выгружали под угрозой обстрела.

– Изменяются  потребности  в видах  помощи  для армии и  гражданского населения на освобожденных территориях? Идет ли насыщение армии  БПЛА?

– Я езжу по всей линии боевого соприкосновения и знаю, что ситуация с насыщением частей дронами и РЭБами улучшается. Сегодня в штат подразделений  завели отделения РЭБ.  Где-то их не хватает, в других частях достаточно. Над их производством работают, темпы наращиваются. Сегодня только детекторов обнаружения дронов выпускают около  10 предприятий. Но  их нужно производить кратно больше.

У нас есть хорошие производственники, которые используют советскую рецептуру обработки стали, закаливают ее – и делают бронежилеты,  выдерживающие выстрелы из СВД, «Печенега».

 Решены вопросы питания и личной гигиены бойцов на фронте. Если в 2022 году они были голодными и мы везли им тушенку, макароны, то сегодня в этом нет необходимости. В обеспечении личного состава формой еще сохраняется потребность, потому что на переднем крае она изнашивается в течение двух-трех месяцев. Пока многие  военнослужащие покупают форму за свой счет – в зависимости от выполняемых задач она разная. Министерство обороны еще не успевает за изменяющимся миром, но с приходом нового министра обороны  Андрея Белоусова надеемся, что  все будет меняться в лучшую сторону.

– На фронте очень не любят бывшего министра обороны за провал в обеспечении армии новым вооружением…

–  Я не большой стратег и не политик, но полагаю, что не только Шойгу должен нести ответственность. Думать обязан был и его генеральный штаб. Только, судя по количеству посаженных его заместителей, думать там было некому…

–  Недавно Фонд вошел в реестр добросовестных поставщиков гуманитарной помощи 13-го отряда «БАРС». Почему  включение в реестр ценно для вас?

– Отряд «Барс» – это подразделение «Союза Добровольцев Донбасса». Первая наша помощь предназначалась именно для «Барса». Для себя они решили, что у них не должно быть случайных поставщиков.  Поэтому они и ведут реестр добросовестных поставщиков, в который  мы вошли. Мы им поставляем маскировочные сети, дроны, тактическую медицину, иногда продукты.

–  Фонд  подарил  войскам дрон большой грузоподъемностью, который летает над РЭБом противника. Насколько он важен для войск?

– Очень важен. Это целая летающая  грузовая платформа с полезной нагрузкой до 150 килограммов. Она может нести дроны, боеприпасы, оборудована связью, средством радиоэлектронной борьбы.

– Филиалом Фонда «Добровольцы Донбасса» в г. Березники успешно выполнена заявка по оказанию гуманитарной помощи, полученная от  мотострелкового батальона. Как Вы оцениваете работу  Березниковского филиала?

– Березниковский филиал работает хорошо, отрабатывает все заявки. Побольше бы  таких активных людей, как в Березниках!

– Как живут Детские дома на освобожденных территориях, нуждаются  они в предметах первой необходимости, учебной литературе?

– Учебными пособиями они обеспечены. Дети растут и нуждаются в одежде, в средствах гигиены, дошколята в памперсах. Одежду и средства гигиены мы регулярно доставляем. Периодически детей-сирот вывозим в Пермь на отдых. В этом году 30 деток свозили на три недели в Ессентуки.

– Улучшается ли жизнь гражданского населения на освобожденных территориях?

– Жизнь меняется к лучшему: Северодонецк преображается, Мариуполь стал современным благоустроенным городом с новыми районами. Месяц назад мы  были в Мариуполе и, глядя на его современные многоэтажные дома,  захотелось пожить в городе. Донецк  все реже  обстреливают, и сегодня в нем разворачивается строительство.

– Опасно  доставлять грузы на территории?

– Опасно.  Около  некоторых дорог еще лежат неразорвавшиеся боеприпасы. Мы на первую линию обычно не заходим, максимум на вторую, но, если дрон увидит машину, он ее  постарается атаковать.

– Президент страны Владимир Путин стал чаще назначать на государственные должности людей, прошедших СВО не на словах, а в боях, доказавших свою полезность и преданность стране.  Вызывает ли у Вас сожаление, что многие наши чиновники и депутаты  не  участвуют в защите Отечества?

– Основная масса наших чиновников – немощные. Не каждый готов Родину защищать с оружием в руках. Но самое плохое, что некоторые из них не только игнорируют, но еще и вредят делу. Есть и руководители предприятий, которые негативно относятся к  проведению СВО и отказывают  нам в помощи. К сожалению, мы  сами их воспитали. Поэтому ребята, которые оттуда приходят, полная противоположность нынешним чиновникам. У них другие ценности, иной подход к решению вопросов. Дай Бог, чтобы во власть пришло больше грамотных и неравнодушных участников СВО.

Беседовал Владимир ПОТЕХИН