18 ноября в Усолье в помещении Усольского историко-архитектурного музея «Палаты Строгановых» в рамках Феофановских чений состоялась работа секции №7 «Древние монашеские традиции в условиях современности».
По благословению архиепископа Соликамского и Чусовского Зосимы участников конференции приветствовал почетный гость – благочинный Монастырского и Северного благочиний, наместник Соликамского Свято-Троицкого мужского монастыря игумен Лазарь (Семёнов.) В ходе конференции был заслушан доклад  Монахиня Сергии (Старковой), исполняющей обязанности настоятельницы Усольского Спасо-Преображенского женского монастыря.

 Великая Отечественная война, охватившая Советский Союз с 1941 по 1945 год, стала одним из самых значительных и трагических событий в истории России. Этот период не только определил судьбы миллионов людей, но и оказал глубокое влияние на духовную и культурную жизнь страны. В условиях войны, когда на кону стояло выживание нации, вера и патриотизм стали важнейшими аспектами, которые оказывали значительное влияние на общество и личную жизнь людей. В этом контексте особая роль принадлежала Русской православной церкви и монашеству, которые стали оплотом духовной поддержки и моральной силы для народа.

Патриотизм в России имеет исторические корни, уходящие вглубь веков. Он формировался на фоне важных событий, таких как Куликовская битва и Отечественная война 1812 года. Эти события укрепляли дух народа и формировали общее представление о Родине и её защите. В годы Великой Отечественной войны, начавшейся в 1941 году, патриотизм приобрёл новый смысл, объединяя миллионы людей в борьбе против фашистской угрозы, потери и мучения были ощутимыми, что лишь усиливало чувство долга перед Отечеством и друг перед другом. Проявления героизма и самопожертвования не только поднимали моральный дух, но и становятся основой нового патриотического осознания народной сущности . Патриотизм оказался в центре государственной идеологии, стал важным инструментом с целью объединения общества на фоне войны и мобилизации всех ресурсов.

 С первых дней войны митрополиты и священники обращались к верующим с призывами о надежде и непобедимости духа. Святейший патриарх Сергий (Страгородский) в своих посланиях акцентировал внимание на том, что защите Отечества должна сопутствовать любовь и молитва. Это стимулировало народ в трудные времена, когда единство и вера стали важнейшими для выживания. Его обращения находили отклик в сердцах людей, формируя не только религиозную, но и общественную сплоченность .

Таким образом, в годы войны духовная поддержка оказывала важное влияние на моральный дух солдат, что подчеркивает уникальность этой эпохи. Традиционные религиозные практики вновь нашли свое место в обществе, сливаясь с нуждами военного времени. Духовная поддержка, включая молитвы и службы, превращалась в символ единства народа, который стремился к победе . РПЦ, как надстройка традиционных нравственных ценностей, продолжала выступать охранником и хранителем национальной идентичности, а также важной опорой для каждого отдельного человека, столкнувшегося с ужасами войны.В годы Великой Отечественной войны монастырские обители стали важными центрами помощи нуждающимся. С началом войны, 22 июня 1941 года, Русская Православная Церковь не только стала духовной опорой для народа, но и организовала масштабную помощь для фронта, нуждающихся в поддержке обществ. Митрополит Сергий в своем обращении призывал верующих отстаивать Отечество, а церкви и монастыри активно включались в сбор средств и материальных благ для военных нужд .

Монастыри, сохранившие свои традиции и целеустремленность, стали центрами не только духовной, но и материальной поддержки. Они организовывали сборы средств, одежды, продуктов и при необходимых условиях — медикаментов. Миряне и монашество объединились в стремлении помочь тем, кто сражался на фронте, что подтверждается множеством историй о добровольцах и поддерживающих инициативах .

Ярким примером может служить событие, когда в дни боя за Москву на страницах местных газет освещались случаи, когда дух монастырей служил опорой для раненых и измученных солдат. Успехи фронта также связывались с молитвами к святым, чему придавалось особое значение. Монастыри, подобно обителям Псково-Печерского и Оптинского, стали местами, куда люди могли обратиться за помощью, как духовной, так и материальной. Они служили местом, где люди могли найти утешение, молитвы за победу, и поддержку.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны монастырские обители служили мощными центрами помощи не только с точки зрения молитвы и духовного вдохновения, но и в реальных практических действиях, направленных на поддержку нуждающихся в условиях войны. В этом контексте духовное значение веры и её практическое применение оказались неразрывно связанными, что способствовало формированию единого духовного фронта, способного противостоять затмению войны.

Монастырские обители в годы войны стали центрами помощи нуждающимся. Они не только предоставляли приют и пищу, но и оказывали духовную поддержку тем, кто потерял близких или оказался в трудной жизненной ситуации. Монастыри стали символами надежды и спасения, где люди могли найти утешение и поддержку в своих страданиях. Эта деятельность духовенства в условиях войны подчеркивает важность социальной ответственности церкви и ее роль в жизни общества.

Таким образом, исследование роли веры и монашества в годы Великой Отечественной войны показывает, что духовные ценности стали важным фактором, способствующим выживанию и победе народа. Вера и патриотизм, проявленные в эти трудные времена, остаются актуальными и сегодня, напоминая нам о том, как важно сохранять духовные ориентиры и ценности в условиях современных вызовов.

Матушка Сергия (Старкова)