Березниковец с позывным Добрый  в качестве добровольца два раза участвовал в специальной военной операции.

Первый контракт заключил в 2022 году сроком на три месяца. Знакомый посоветовал  сначала подписать контракт на небольшой срок, чтобы понять, по силам ли будут нагрузки.  В первой командировке в Кременной прямого контакта с противником не было. Большинство ранений наносили дроны. С нагрузками он справился.

Привыкнуть к автомату, как к сотовому телефону

Во время  обучения в университете спецназа в Гудермесе  один из обучающих  полковник ГРУ, прошедший многие  войны и вооруженные конфликты, верующий человек, сказал им: «Без веры и креста на войну не ездите». Привез батюшку, который надел на них крестики. 

Во вторую командировку Добрый отправился в сентябре 2023 года.  Должен был ехать к своим в Кременную – его  там ждали. Но прибыли два командира,   сказали, что  они формируют новое подразделение «Камертон» по программе ЧВК «Вагнер».

Спросили нас, кто хочет стать «музыкантом», решил  воевать, а не прятаться, штурмовать, умереть героем и попасть в Вальхаллу?

 На фронте кого только нет: есть и те, кто верит в Вальхаллу. (Вальхалла — это небесный чертог в германо-скандинавской мифологии, куда попадают павшие в битве воины). С ним  воевал штурмовиком священник отец Сергий с позывным Крест. Был ранен. Говорил – за Родину воевать –  ратный подвиг совершать! Святое дело!

К штурму их готовили бойцы ЧВК «Вагнер».  Месяц не выходили с полигона – учились стрелять, тактике боя, навыкам самопомощи в полевых условиях.

 – Нужно больше стрелять, привыкнуть к автомату, как к сотовому телефону или как к шариковой ручке. Оружие должно стать частью тебя. Патронов не жалели. Учили стрелять навскидку,  на звук, движение. При штурмах противника чаще всего не видно, – рассказывает Добрый.

Штурм «Ведьмы»

Он попал под Артемовск. К тому времени город был в полукольце. Подразделение «Камертон» готовились штурмовать позиции, располагавшиеся в садовом кооперативе «Чернобылец».  Штурмовиков разделили на пятерки. Физически крепких и молодых  бойцов определили  в эвакуацию – вытаскивать раненых с поля боя.  И в этом есть  здравый эгоистический смысл войны: крупного сложения человек в окопе  не развернется, не залезет ни в одну нору, не спрячется. Это только в фильмах-боевиках  качок Шварценеггер лихо управляется с врагами, а в реальной жизни воюют худые – у них быстрее рефлексы и реакция.

Укрепрайон перед минным полем не могли взять полгода. А одну  из хорошо укрепленных позиций даже  назвали  «Ведьма». Минометный, артиллерийский огонь и атаки дронов не давали штурмовым группам продвинуться.

Атака по минному полю длинною в 400 метров стала единственной возможностью освободить  пригород Артемовска. Такого тактического наката от них  не ждали. К тому же командир штурмовой группы  Добрый,  готовясь к прорыву, изучил схему минирования, занимался разведкой участка, как и все,  знал, как выглядят и срабатывают мины.

7 декабря 2023 года саперы сделали проход в нашем минном поле, по позициям противника  отработала артиллерия, и начался штурм.

– Мины я видел, они лежали на поверхности подмерзшей земли, чуть поблескивали от инея. Снег только ложился. Повезло еще, что и мины «монки» –                                                                                                                                                                                                  (противопехотные осколочные мины направленного действия) не сработали – провода у них были перебиты.

Добежали до середины минного поля, укрылись  в котловане.  Я – командир, у меня карты, рация, должен командовать группой. Первым мне нельзя бежать. Если ранят или убьют, кто будет командовать? Оглянулся на ребят – кого пошлю? Это очень тяжело – посылать на смерть людей. Говорю им, я побегу первым, вы за мной – точно по моим следам. Если буду убит или ранен,  забирайте у меня телефон, рацию и  продолжайте штурм. У нас приказ, пока идет атака – не имеешь права никому помощь оказывать.  Нельзя отвлекаться,  оставаться на месте. В противном случае, вместо одного будет двое раненых или погибших.

И мы побежали…Немного сбились с маршрута. Но это и к лучшему – иначе бы на пулемет все вышли. Положил бы всех, – вспоминает Добрый.

Без веры и креста на войну не ездят…

Приказ они выполнили, пробежали 400 метров по минному полю, подавили противника огнем, заняли   окопы. В это время налетел рой дронов. Рядом  разорвался боеприпас.

– Упал, мелькнула мысль – неужели я умер,  так быстро закончился штурм?  Но сознание работало – живой,  больно, осколком разбило часы.

Он вспоминает, что не было страха умереть, только чувство сожаления, что мало  участвовал в штурме. Время сжалось: казалось, что с момента команды «на штурм»  прошло минут пять, а на самом деле  бой длился уже два часа.

Сам наложил себе турникет на ногу, попытался встать, но  нога не слушалась. Потом начался обстрел их позиций из вражеского танка.  С одним раненым заполз в одну из нор окопа, в которую бойцы прячутся от дронов. Но беспилотник  все же  увидел их и начал скидывать боеприпасы. Укрепили нору листами бронежилета и ждали ночи. Несколько раз ослаблял жгут, чтобы не мертвели ткани. Очень хотелось пить  – при большой потери крови  сильная жажда – обычное состояние.

В течение двух ночей противник старался отбить утраченные позиции, но атаки удавалось вовремя замечать: удары российских дронов,  снайперы прикрытия и минометный огонь останавливали продвижение врага.

Во время боя погибла большая часть штурмовиков, одним из которых был таджик с позывным Мияги, чемпион России по боксу. Ему был 21 год, мечтал перейти в профессиональный бокс.

 – Я больше  русский, чем вы! Россия мне дала кров, образование, семью. Как же не защищать ее, – говорил Мияги.

 Позже  узнали, что год назад на СВО был мобилизован и погиб его старший брат.

По рации пытались найти Мияги, спрашивали, кто его видел? А он  лежал в окопе присыпанный землей  в нескольких метрах от Доброго.

Первые две эвакуации не дошли, погибли. Остальным повезло прорваться к своим. Пятеро суток  по ночам они вытаскивали раненных и погибших, пока сами не получили ранения.  Во вторую ночь  прибежал парнишка из эвакуации. Он взял его, как мешок картошки, на плечо и побежал по минному полю.  Сапер  сопровождал их.  До середины поля дотащил,  передал другим и побежал обратно.

Оказалось, что их успешный штурм по минному полю был лишь эпизодом из общего наступления, после которого фронт двинулся, и российские войска медленно, но верно стали освобождать территории, занятые противником.

За этот бой командира группы штурмовиков Доброго представили к государственной награде – медали «За Отвагу».

Владимир ПОТЕХИН

Обратите внимание!

В социальной сети ВКонтакте работает группа «БереZники во имя Победы» https://vk.com/bereznikipobeda
Группа создана по инициативе и при содействии администрации г. Березники с целью информационной поддержки участников и ветеранов специальной военной операции, их семей, волонтерских общественных организаций.

В Березниках появились свои герои, проявившие мужество и самоотверженность при исполнении воинского долга и присяги. Сегодня тысячи людей оказывают всяческую  помощь бойцам СВО и готовы  дальше содействовать  скорейшему наступлению Победы  и Мира на полях сражений в зоне специальной военной операции. Их ратные и трудовые подвиги  – пример для нас. О них мы будем сообщать в сообществе «БереZники во имя Победы» https://vk.com/bereznikipobeda

Вступайте в сообщество https://vk.com/bereznikipobeda, рассказывайте и узнавайте о людях долга, которые самоотверженно трудятся, воюют и верят в лучшее.