Агентство инвестиционного развития Пермского края –  институт развития, созданный Правительством Пермского края  для комплексной поддержки инвестиционных проектов. Работа по формированию инвестиционных профилей территорий началась по инициативе губернатора Пермского края Дмитрия Махонина в 2020 году. За это время  удалось многого достичь.

Мы попросили генерального  директора Агентства инвестиционного развития Пермского края Яну Валерьевну Фурман рассказать изданию «Медиакоммуникации Прикамья: новости, люди, власть» (www.media-kama.ru) о текущей и перспективной работе Агентства.

 

500 инвестиционных идей по созданию нового бизнеса

– Яна Валерьевна, продолжается разработка инвестиционных паспортов для муниципальных образований Пермского края. Часть из них представлена на сайте Агентства. Инвесторы могут внимательно ознакомиться с проектами и приступить к работе. Есть ли сложность в приглашении инвесторов? Какие площадки используются для информирования потенциальных инвесторов?

– Как неоднократно подчеркивал глава региона Дмитрий Махонин, инвестиционный паспорт – это не просто перечень инвестпроектов, подкрепленный спросом и ресурсами, но и совершенно новый подход к анализу инвестиционного развития муниципалитета. Соответственно, в этой работе мы ставили для себя, как минимум, две основные цели. Во-первых, определить векторы развития муниципалитетов. Во-вторых, помочь инвесторам сориентироваться, оценить потенциал для роста их бизнеса и определить, во что им может быть интересно и выгодно вложить средства. Исходя из этого, каждый инвестиционный профиль отражает запрос на формирование местного бизнес-климата в каждом отдельном городе края.

На сегодняшний момент у нас сформированы инвестиционные паспорта для 12 территорий – Нытвы, Березников, Кизела, Красновишерского, Краснокамского, Осинского, Соликамского, Чердынского и Чусового городских округов, а также для Кудымкара,Юсьвинского и Кудымкарского муниципальных округов. Продолжается работа над формированием паспортов для Александровска, Горнозаводска, Гремячинска, Губахи, Добрянки, Лысьвы, Орды, Барды, Куеды, Карагая и Уинского муниципального образования.

Все уже сформированные инвестпрофили – с диапазоном инвестиций от 1 миллиона рублей и выше – представлены в нашем инвестиционном каталоге, который уже сегодня включает 50 инвестиционных проектов «под ключ» с общим объемом инвестиций более 15,5 млрд руб. Также в нем присутствуют более 500 инвестиционных идей по созданию нового бизнеса и проекты в разрезе идей по развитию действующих производств в сферах туризма, сельского хозяйства, здравоохранения и других.

Что касается вашего вопроса – есть ли сложности в приглашении инвесторов, то как раз для привлечения предпринимателей в регион мы и начали работу по выявлению потенциальных ниш для развития бизнеса и формированию конкретных проектов. Потому что предпринимателю мало знать просто сферу вложения средств, он хочет понимать спрос, логистику, конкретные объемы инвестиций. И мы как раз работаем над формированием таких предложений. А после того, как они сформированы, наша главная задача – максимально широко их презентовать. Что мы и делаем на всех мероприятиях, которые Правительство Пермского края и Агентство проводит для инвесторов, используя не только региональные, но и столичные площадки. Так, в мае этого года мы провели Roadshow инвестиционных возможностей Пермского края для ключевых клиентов Сбербанка в Москве. В октябре, также в Москве, прошло Roadschow для членов «Деловой России» – о=Рокрупнейшей бизнес-организации компаний несырьевого сектора. Кроме того, каждому инвестору, обратившемуся в Агентство, направляется каталог инвестиционных предложений от Пермского края.

– При формировании инвестпрофилей на что в первую очередь обращали внимание: в крае есть самодостаточные и депрессивные территории и их возможности различны?

– Методологически проект строится на системном анализе большого массива данных. Основу для анализа составляют сведения, полученные напрямую от населения и предпринимателей через проведение анкетирования, глубинных интервью с ключевыми представителями бизнеса, взаимодействия с отраслевыми экспертами, краевыми и местными властями. Для понимания масштабности этой работы представлю несколько цифр. В рамках работы над уже сформированными инвестпрофилями было опрошено почти 6,5 тысяч жителей муниципалитетов, порядка 650 предпринимателей, проведено 201 глубинное интервью с ключевыми представителями бизнеса территорий. В разработке профилей приняли участие более 20 отраслевых экспертов.

Более того, для качественной оценки потенциала и выявления новых ниш для развития бизнеса в территориях мы совместили данные опроса жителей, которые говорили о том, каких продуктов или услуг им не хватает в своем городе – с анализом продуктовой матрицы каждой территории, возможностью ее расширения за счет кооперации, а также проанализировали факторы экспортного потенциала.

Результаты этих исследований показали: в городах даже с невысоким уровнем социально-экономического развития есть потенциально интересные ниши для развития бизнеса, а самое главное – люди, которые готовы участвовать в реализации этих проектов.

 

 В муниципалитетах реализуются инвестпроекты с общим объемом инвестиций более 5,8 млрд рублей.

 

– Позволяет ли реализация инвестиционных проектов муниципалитетам выйти из экономически депрессивного состояния?

– Я бы не стала говорить, что проанализированные нами территории находятся в экономически депрессивном состоянии. В каких-то территориях есть промышленные предприятия, которые благодаря кооперационным цепочкам загружают работой малый бизнес. Где-то развита сфера лесозаготовки и лесопереработки, где-то развивается направление сбора дикороссов. В некоторых территориях развиваются предприятия агропромышленного комплекса. 

На сегодняшний день в муниципалитетах, для которых проводилась разработка инвестпрофилей, реализуется 60 инвестпроектов (в том числе приоритетные с объемом инвестиций до 1 млрд рублей), с общим объемом инвестиций более 5,8 млрд рублей.

Но самое главное, что по итогам разработки инвестиционных профилей для муниципалитетов было выявлено, что инвестпотенциал территорий в ближайшие четыре года может быть кратно увеличен благодаря появлению в тех или иных направлениях новых предприятий, кооперационных цепочек, в том числе с соседними территориями.

Более того, поскольку инвестиционные профили – это история привлечения инвесторов в конкретный муниципалитет, то здесь очень важно развивать команды самих муниципалитетов, прокачивать их «софт и хард» скилз для выстраивания работы с инвесторами и продвижения территории. Поэтому мы постоянно находимся в диалоге с главами и их заместителями по экономике, консультируем, обучаем. Уже сегодня мы определили более 300 действий, которыми должны руководствоваться администрации муниципалитетов для улучшения своей работы с инвесторами.

– Установлен ли срок, когда муниципалитеты должны начать реализацию проектов?  Наличие или отсутствие работающих инвестиционных проектов станет ли оценочным фактором работы глав муниципалитетов?

– Сроков по обязательному старту реализации проектов нет. Но при разработке инвестпрофилей мы ставили для себя задачу: все сформированные проекты должны сохранять свою актуальность до 2025 года. Что касается KPI глав территорий, то этот показатель обязательно будет учитываться при составлении Муниципального инвестиционного рейтинга, который мы также сейчас разрабатываем. То есть работа глав и команды по привлечению инвесторов и формированию благоприятного инвестклимата в территории будут учитываться и позиционироваться в рамках этого рейтинга.

 

Экономические зоны с преференциями для бизнеса

 

– Очевидно, инвесторы вхождение в территорию будут увязывать с возможностью получить льготные или безвозвратные кредиты?

Формирование проектов и инвестиционных площадок в территориях не связано напрямую с льготными займами и кредитами для предпринимателей. Это разные направления деятельности и инструменты, но они есть в Пермском крае. Один из основных инструментов, который Агентство инвестиционного развития использует в своей работе, это присвоение инвестпроектам статуса «приоритетного». В этом случае речь идет об административном сопровождении инвесторов, о выделении им на льготных условиях земельных участков под реализацию проектов. Присвоение такого статуса регламентировано региональными законами и административными процедурами. На сегодняшний день в региональном портфеле 41 приоритетный инвестпроект с объемом инвестиций порядка 370 млрд рублей.

Экономические зоны с преференциями для бизнеса – еще один серьезный инструмент для привлечения внешних инвесторов и поддержки внутренних. Сегодня на территории Пермского края созданы две территории опережающего социально-экономического развития, это ТОСЭР Чусовой и ТОСЭР Нытва. Их резидентами уже стали порядка 30 компаний, которые освобождаются от налогов на имущество и землю, получают льготы по налогу на прибыль и сниженные тарифы страховых взносов.

Кроме этого, в 2020 году мы начали работу по созданию в крае Особой экономической зоны. Планируем, что специализацией ОЭЗ станет химия и нефтехимия. Это крупнейшая отрасль нашей экономики, где потенциал развития очень и очень широк. В настоящее время мы серьезно работаем над подготовкой заявки на создание Особой экономической зоны (ОЭЗ), а также документами, подтверждающими соответствие ОЭЗ установленным критериям. До конца года эта заявка будет направлена в Министерство экономического развития РФ.

Что касается льготных кредитов, то сегодня на территории Прикамья предприниматели могут воспользоваться льготными займами с очень низкими процентными ставками, которые предоставляет Микрофинансовая организация Пермского края. Подробности можно узнать на горячей линии для предпринимателей 8-800-300-80-90, в центре поддержки предпринимателей «Мой бизнес» (ул. Ленина 68) по предварительной записи или на сайте mfk59.ru. Предприниматели в территориях могут оформить заявку на заем в местных отделениях МФЦ.

 

Административное сопровождение проектов

 

– Подключение строительных площадок под производства к сетям (электроэнергия, тепло, газ, вода) затратно. Получат ли инвесторы льготы на технологическое присоединение сетей?

– Действительно, подведение и подключение инфраструктуры – это очень затратный вид работ для инвесторов. Эту услугу – технологическое присоединение – оказывают сетевые организации. Как таковых льгот или субсидирования затрат на этот вид работ в региональном законодательстве не предусмотрено. Но, когда мы говорим, что Агентство инвестиционного развития оказывает инвестору административное сопровождение, то это как раз подразумевает работу Агентства с сетевыми организациями, органами власти по оптимизации мероприятий техприсоединия для каждого конкретного инвестора. В этом случае наше сопровождение помогает инвестору сэкономить значительные средства. Кроме этого, если проекты располагаются на территории ТОСЭР или моногородов, то здесь, подключая опять же соответствующие ведомства, руководство преференциальных зон, мы предлагаем варианты софинансирования затрат инвестора на создание объектов инженерной инфраструктуры за счет, например, льгот ТОСЭР или Фонда развития моногородов. Кстати, на федеральном уровне также существуют различные льготы в части техприсоединения, о которых инвесторы зачастую просто не знают. Соответственно, для всех наших приоритетных инвестпроектов мы всегда анализируем федеральную базу мер поддержки.

– Яна Валерьевна, в каждом проекте прописаны прогнозные показатели: суммы инвестиций, оборотного капитала, рентабельности, сроки окупаемости. Но не прописан уровень зарплат, наличие социального пакета, возможности получать 13-ю зарплату. Учитываются эти важные факторы?

– В каждом проекте показаны примерные ориентиры по ключевым показателям. Очевидно, что в зависимости от требований каждого конкретного инвестора, параметры проекта будут рассчитываться индивидуально, и непосредственно сам инвестор сможет учесть и спрогнозировать все финансовые возможности.

 

Инвестиционные проекты Верхнекамья

 

– Проекты жестко привязаны к территориям или носят рекомендательный характер?

– При разработке проектов учитывалась их ресурсная база, соответственно, сами проекты привязаны к тем или иным ресурсам, которые находятся на конкретной территории. Это природные, производственные, логистические и другие ресурсы.

Например, на территории Красновишерска находятся скважины с минеральной водой, соответственно, один из пректов– строительство санаторно-курортного учреждения по направлению лечения болезней желудочно-кишечного тракта -«привязан» к этом источнику. Также в этой северной территории, богатой лесом, может успешно развиваться бизнес по производству деревянных домокомплектов – профилированный или клееный брус, деревянный кирпич.

Еще одна северная территория – Чердынь – готова также предложить кооперационные проекты по переработке дикоросов: черники, брусники, морошки, белых грибов. Кроме этого, Чердынь имеет избыточные мощности по электроэнергии и свободные земельные участки с подведенными коммуникациями, что позволит в этой территории реализовать проекты, например, по выращиванию кормовых культур для нужд сельского хозяйства, организации цехов по переработке молока и ферм по разведению крупного рогатого скота мясного направления.

Соликамск имеет развитую систему среднего профессионального образования и свободные площади, которые могут использоваться, например, для создания Центра подготовки и переподготовки специалистов (в том числе под потребности сферы АПК, туристической отрасли, транспорта, строительства).

Березники – являются транспортным центром Верхнекамья и имеют сильные финансово-промышленные группы. Поэтому, кроме проектов, связанных с промкооперацией, в этой территории имеется достаточно серьезный запрос на социальную, рекреационную и культурную составляющую. Поэтому в число наиболее востребованных бизнес-объектов на территории г. Березники вошли проекты по строительству базы отдыха, физкультурно-оздоровительного комплекса, открытие предприятия быстрого питания для молодежи, созданию рекреационных туристических зон – парка притяжения «Stroganov Парк».

Владимир ПОТЕХИН