Никто не согласился ломать церковь

Когда-то вся Русь была деревянной: остроги и крепости, дворцы царей и монастыри, церкви и лавки, избы и амбары. Русская деревянная архитектура –  это неотъемлемая часть   всей отечественной художественной культуры. В Усольском районе было пять деревянных церквей. Одна из них находится в  селе Березовка.

Это поселение возникло в конце ХVIII века, точной даты основания нет. Первую деревянную церковь построили в 1858 году, но она сгорела. Вновь  ее возвели  в 1885 году. Сегодня она наполовину разрушена, но по-прежнему гордо возвышается на склоне горы. Учитель Березовской школы В. Д. Кузнецова автор книги «Березовский край» называет храм Христорождественским. В книге                   В. Керслева «Взирая на небесных человеков», вышедшей в 2010 году, помещена фотография Березовской церкви, на которой она названа Воскресенской.

Церковь была закрыта в 1933 году. По воспоминаниям старожилов, в церкви был один придел и богатый иконостас. После ее закрытия здесь был склад удобрений. Председатель сельсовета рассказывал, что ему выделены деньги для сноса церкви, но он никого не смог уговорить на эту работу: все отказывались, говоря, что эти деньги греховные,  «от такой работы потом руки отсохнут».

 В 1991 году был ликвидирован совхоз Березовский, потом сельсовет и церковь осталась без присмотра. Кто-то из предприимчивых людей начал разбирать ее на дрова: разрушили вход, фронтон, покосилась колокольня, украшенная оригинальным «барабаном» – редким архитектурным приемом. Сохранилась облицовка окон. Рядом с церковью  в наши дни построена небольшая деревянная часовенка, в которой по праздникам совершается богослужение.

Можно сказать, что храм пережил один пожар и три покушения на свою погибель.

Знатоками искусств Березовская церковь высоко ценилась, она отмечена печатью большого вкуса, неистощимой изобретательности, отточенного веками мастерства. Нигде больше не увидеть таких разных строительных фантазий и таких богатств форм. Здесь царит поэтическая и  торжественная атмосфера высокого искусства. Имена мастеров, построивших и украсивших церковь не известны. Подобно фольклору – это коллективное творчество народа.

Поэмы в деревянном исполнении

Дерево – древний извечный материал, которым искусно владели наши предки. Наши северные церкви – эти вдохновенные народные поэмы в дереве. Они задуманы из дерева, сделаны из него и вся их красота в непревзойденном мастерстве простых мужиков-плотников. Не всякое дерево годилось на стройку: валили только лучшие, крепкие и мелкослойные. Их рубили, очищали от сучьев, сплавляли по реке, сушили и тесали. Углы рубили « в обло», чтобы снаружи оставались концы бревен. Эти углы придают храмам и избам особую прелесть и пластичность. Каждый венец требовал от плотника  громадного терпения, мастерства, исключительного глазомера и твердой руки. Ведь надо было сделать пазы, врубки, подогнать бревна друг к другу, так, чтобы не оставалось ни малейшего зазора. Здесь гвозди не нужны, без них сруб получается устойчивее и долговечнее. Топор в руках плотника – универсальное и всемогущее орудие. Наверное, было удобнее перепиливать бревна пилой, но сила привычки и власть северных традиций была слишком велика и бревна перерубали топорами, да так, что не оставалось ни одной зазубрины. При этом древесные капилляры сжимались, бревна впитывали влагу. И тем же топором и долотом плели тончайшие кружева узоров и наличников для окон. Вековой опыт становится достоянием не только ремесла плотника, но и  искусства зодчего: польза и красота и мы видим, как в деревянной архитектуре они сплавлены воедино. Не отделимы друг от друга.

Деревянные церкви, как маленькие дети…

Прекрасен храм в зеленоватом свете летних белых ночей и в зимнюю снежную пору, когда ее темно-серый цвет вызывает в памяти резкие контрасты черно-белой гравюры, выполненной сильным мастером природой. Особенно удивительно красива церковь во время заката, сияя тревожны багровым цветом, фантастически окрашивающим купола. Но особенно красива панорама издалека, с моста через речку Сирью, где обычно останавливаются экскурсионные автобусы и откуда любуются видом села и церкви. Огромные кедры с обоих сторон села придают картине необычный вид. И церковь среди зелени огромных деревьев парк. Разрушений издали не видно. Из пяти существовавших деревянных храмов Усольского района такие церкви  были в Троицке, Щекино, Верх-Кондасе и Березовке.

Лидия Чуковская в своих воспоминаниях об Анне Ахматовой пишет:

– Я уже давно собираюсь написать реквием по распятым церквям, – сказала Анна Андреевна. Северные деревянные церковки, они, как маленькие дети, их нельзя обижать. Помолчали. Они что-то шептали про себя: стихи или молитву. Думаю, молитву.

Геннадий ВЕРЕВКИН

Брошенная церковь

– Вас проведут по тем местам,

– Где притаился нежный шорох,

– Где дум невыплаканных ворох

– Все говорит о чем-то Вам…

– Где проливался теплый воск

– Большими желтыми слезами,

– А перед мшистыми стенами

– В камнях из камня крест пророс.

– Где с арки выломанной  вниз

– Сбегают серые ступени,

– И дремлют сумрачные тени

– Где чей-то грех, упавший ниц

Но здесь теперь уж не найдешь

– Напевов нежных колоколен

– И словно тайно тяжко болен

– Спит этот храм как старый дож

И вот теперь в ушедший век

– Вы здесь пройдете молча мимо

– В стене чугунное кольцо

– И чье-то строгое лицо.

Владимир Лозина-Лозинский