Просветительский проект «Классики литературы о Вере Надежде Любви». По благословению Московского патриархата.
На вопросы главного редактора издания «Медиакоммуникации Прикамья» Владимира Потехина отвечает Иеромонах Макарий (Маркиш), бакалавр богословия, настоятель храма в честь Иваново-Вознесенских святых.
– Отец Макарий, в одном из своих стихотворений Бориса Пастернака есть такие строки:
– Учись прощать, прощать не только словом,
– Но всей душой, всей сущностью своей.
– Прощение рождается любовью
– В творении молитвенных ночей.
– В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с несправедливостью: кто-то занимается интригами, нанося другим психологические травмы, судит и обсуждает своих коллег, преступники – лишают жизни и здоровья других. Как можно научиться прощать тех, кто говорит о тебе дурно, унижает тебя, кто наносит вред здоровью, как их можно любить?
– В книгах Св. Писания (Библии) немало молитв. Одна из них, Книга Псалмов, Псалтирь, состоит из одних только молитв: их там сто пятьдесят! Но Евангелия – четыре книги свидетельств о земной жизни Спасителя – содержат всего лишь одну полномерную молитву, которую Он Сам заповедал Своим ученикам:
«Молитесь же так:
Отче наш, иже еси на небесех, да святится Имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли,
хлеб наш насущный даждь нам днесь,
и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим,
и не введи нас в искушение, но избави нас от лукавого» (Мф.6:9-13).
(Стоит заметить, что эта молитва в русском переводе практически не отличается от церковнославянского варианта). И в этой уникальной молитве из шести коротких строк одна посвящена именно прощению.
В 11-й главе Евангелия от Луки та же самая молитва повторена один к одному, но с маленьким отличием: там сказано «…и остави нам грехи наши». И тотчас же вслед за молитвой «Отче наш» в Евангелии от Матфея, Спаситель подводит ей краткий итог: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Что же, Небесный Отец сводит с нами счеты? Эдакая мелочная торговля, «как ты, так и Я?» – Ничего подобного. Бог любит нас; ради нас Он стал Человеком и принял мучительную смерь на Кресте дабы соединить нас с Собою – но принять Его дар мы способны лишь в том случае, если прощаем друг другу неприязнь и обиды!
…Хорошо, допустим, личные обиды и неприязнь мы станем прощать: а преступников – тех, кто лишает жизни и здоровья других, – с ними что делать? Заявить, что таких нет, или что в результате «прогресса» их не будет – значит лгать самым бесстыдным образом. Прощать, не наказывать – значит потворствовать их преступлениям…
Тут характерная ошибка, знак равенства между наказанием и расплатой за проступок. Расплата служит «удовлетворению обиды»; именно от попыток расплаты удерживает нас Христос, и недаром говорит Он о прощении должников… А наказание служит для защиты общества и для пользы виноватого, для его исправления: надо знать, что в церковнославянской речи смысл слова наказание – это вразумление, научение.
Разумное наказание виновного ничуть не противоречит прощению, начиная от воспитания малых детей и вплоть до уголовного права. Наказание, вовремя и в меру примененное, – это дело любви к провинившемуся. Запомнились слова обвиняемого в тяжком преступлении, которого я исповедовал в следственном изоляторе: «Если бы я сюда не попал, я бы погиб…»
Если же Вы думаете, что Новый Завет ничего не говорит о наказании, то Вы заблуждаетесь: «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, орудие Его гнева в наказание делающему злое» (Рим.13:3-4).
Заметим, что для евангельской эпохи меч – не бутафорский реквизит и не довесок к парадно-выходной форме: точнее было бы перевести это слово как табельное оружие…